Это вторая часть материала, продолжение. Начало статьи здесь:
Революция Oculus Rift, год спустя. Часть I: о «железе» и о будущем
Аэрофото- и видеосъёмка с помощью Oculus Rift
Шлем Rift ещё не появился в рознице, но ему уже нашли особое, «неигровое» применение. Эрик Торкель Дениелссон (Erik Torkel Danielsson), который является сооснователем компании Intuitive Aerial, решил совместить приятное с полезным – шлем и гексакоптер Black Armor Drone. Последний разработан для аэрофото- и видеосъёмки.
Работает система следующим образом: к летательному аппарату крепится ящик и по совместительству риг. Внутри рига – две камеры и бортовой ноутбук. Камеры синхронизированы и передают поток видеоданных на компьютер. На ноутбуке видео кодируется и передаётся на компьютер оператора по каналу Wi-Fi. Уже с компьютера пользователя сигнал подаётся на шлем Rift.
Выглядит очень даже заманчиво. На текущий момент у системы имеется ряд недостатков, которые ещё предстоит решить. Наиболее серьёзные – габариты, вес и задержка сигнала. Гексакоптер должен иметь немалую грузоподъёмность, чтобы обеспечить нормальные условия работы с двумя камерами и компьютером на борту. Нужно искать пути решения задачи и передачи видеопотока с камер на землю, где будет происходить кодирование информации. С другой стороны, если мы будем говорить о съемке Full HD стерео 3D, то тут встаёт проблема оперативной передачи данных на большие расстояния по воздуху.
На текущий момент задержка системы составляет 120 миллисекунд. Для летательного аппарата это значение не критично, но, все же идеальным этот показатель тоже назвать нельзя. Этот эксперимент доказывает, что устройства класса Rift можно использовать не только для игр и работы с приложениями виртуальной реальности, но и задействовать вот в таких творческих затеях.
Решение проблемы периферийного зрения Oculus Rift
Несмотря на то что Rift решает множество задач качественного восприятия виртуального мира по сравнению с классическими мониторами, текущая модель не способна обеспечить необходимый уровень периферийного зрения для геймера. Да, по вертикальной оси у Rift с этим нет никаких проблем. По горизонтальной оси не всё так хорошо, как предполагалось – часть пространства слева и справа отсекается, поэтому временами чувствуешь себя в больших очках для лыжников или пловцов, у которых по бокам находятся непрозрачные стенки.
Энтузиасты из Hack A Day для решения этой проблемы предложили использовать способ, который довольно давно практикуют производители телевизоров – цветная фоновая подсветка. Итак, берём ленточку с цветными RGB-диодами. Затем сверлим в корпусе дырочки. Подключаем диоды к электронике устройства. Готово!
Такой способ позволяет реализовать не только компенсацию эффекта по цвету, но и по свету. Если справа от пользователя находится яркий источник света, а слева темно, то и эффект должен создаваться соответствующий – диоды справа горят ярким светом, а слева – отключены.
Конечно, на данном этапе несколько цветных диодов лишь частично решают проблему периферийного зрения у Rift. По сути, Hack A Day даже не расширили показатели периферийного зрения у Rift. Им удалось с помощью простых средств создать нужный эффект, не более того. Надеемся, что это несложный в реализации и довольно эффективный способ может подтолкнуть разработчиков на интересные инженерные решения и эксперименты.
VR Cinema3D: 3D-кино и виртуальная реальность
Хорошая новость для любителей качественного стерео 3D-кино – теперь на Rift можно смотреть фильмы в виртуальном кинозале с помощью приложения VR Cinema3D.
VR Cinema3D позволяет владельцу шлема Rift посетить виртуальный кинотеатр, самостоятельно выбрать лучшее место в зале и насладиться качественной 2D или стерео 3D-картинкой на гигантском экране. Не знаю, присутствует ли в программе эффект «жрущего поп-корн/сосущего пиво соседа», но выглядит действительно потрясающе. Объём, масштаб, настоящее погружение – в наличии. Подтверждено несколькими сотрудниками Oculus, которые уже успели побывать в виртуальном кинотеатре.
Скачать приложение VR Cinema3D можно здесь. Не исключено, что у демки еще есть баги и ошибки. Надеемся, что это явление временное, так как автор проекта Ю-Хунг (UXGround) постоянно обновляет проект.
Разрешение текущей модели шлема из набора для разработчиков не позволяет в полной мере насладиться стерео 3D-кино, но эту проблему позволяет решить прототип HD VR.
Team Fortress 2 на Oculus Rift
Как-то раз компании Oculus и Valve поставили перед собой цель портировать на Rift мегапопулярную стрелялку Team Fortress 2. Спустя какое-то время на рынке появилось бесплатное обновление для игры под названием “VR Mode”. Это означает, что мониторам на столах геймеров больше не место.
На данном этапе сотрудничество Oculus и Valve денежными вопросами не отягощается: Oculus предоставляет в рамках сотрудничества комплекты Rift для разработчиков, в то время как Valve обеспечивает поддержку проекта программистами. Всё предельно просто.
Разработчики выбрали Team Fortress 2 потому, что на текущий момент аудитория игры представляет собой большое сообщество, которое способно адекватно реагировать на положительные и негативные изменения игры. Сейчас в TF2 играют миллионы геймеров каждую неделю. Они привыкли получать обновления к игре, которые Valve публикует c промежутком в несколько дней. В какой-то мере, Valve даже может использовать свою аудиторию как площадку для экспериментов и тестов новых проектов.
Не исключено, что Team Fortress 2 выбрали для адаптации на Rift именно благодаря ее аудитории.
Как и большинство игрушек Valve, Team Fortress 2 – шутер от первого лица. По этой причине и приспособить игру к специфике Rift удобнее, нежели изометрию той же DOTA 2.
Пока что не известно, как положительно аудитория отреагирует на виртуальную реальность как новый рынок и новый сервис. Не известно, насколько популярной она станет, чего люди ждут от виртуальной реальности. С помощью мини-проектов типа адаптации Team Fortress 2 разработчики имеют возможность более тщательно и последовательно изучить запросы рынка, прежде чем портировать большие и дорогие игры. Это позволит им не допускать ошибок в будущем.
Half Life 2
После яркой пробной «тестовой премьеры» Team Fortress 2 на Rift, Valve решилась на более серьезный шаг объявила о поддержке (бета) системой Oculus игры, которая в свое время стала классикой жанра в мире гейминга – Half Life 2.
Как и в случае с Team Fortress 2, портирование Half Life 2 подразумевает чисто практические цели. Этот проект станет для программистов Valve ещё одной тестовой площадкой, где они смогут экспериментировать с устройствами виртуальной реальности и накапливать опыт для будущих проектов.
Стоит признать, что на момент анонса Half Life 2 для виртуальной реальности выглядела сырее, чем та же Team Fortress 2. Тем не менее, как отметили потом сотрудники Oculus, проект выглядит вполне играбельным и стабильным. Кстати, поддержку Oculus получили обе части игры (Episode 1 и Episode 2).
Minecraft на Oculus Rift: первые эксперименты, пока что неофициально
Радостная новость для всех жителей вселенной Minecraft: пользователь форума MTBS3D под ником StellaArtois разработал мод Minecrift, который позволяет путешествовать по миру Minecraft в шлеме виртуальной реальности Rift. Текущая версия требует значительных усовершенствований и доработок. Тем не менее, опции вращения головы и оптической деформации картинки проработаны очень неплохо.
Космическая стрелялка EVR
Еще один проект, заслуживающий внимания, называется EVR. Разработали его программисты из CCP Games, которые, кстати, также принимали участие в кампании по продвижению проекта Oculus на Kickstarter. Космическая стрелялка основана на мегапопулярной игровой вселенной EVE.
Удивительно, но демку игры небольшой группе разработчиков с использованием Oculus Unity удалось собрать всего за 7 недель. Вот трейлер к игре:
Благодаря интуитивному управлению, великолепной графике и звуку (чего только стоит проработка кабины космолета!), эту демку можно назвать одной из лучших для шлема на текущий момент.
Важно отметить, что геймдизайнеры CCP разрабатывали игру EVR специально под специфические требования и нужды систем виртуальной реальности. Вероятно, потому продукт и получился настолько ярким и был замечен пользователями Rift.
Опробовать игру в действии на фестивале EVE Fanfest 2013 получили возможность более тысячи виртуальных пилотов. Разработчиков приятно удивило большое количество положительных отзывов о продукте. Некоторые геймеры подолгу раз ждали своей очереди, чтобы получить возможность в очередной раз сразиться в космосе с противниками.
Hawken
Благодаря стараниям специалистов Adhesive и Meteor свет увидела адаптированная под Rift версия стрелялки Hawken. По словам очевидцев, ощущения от пилотирования огромного механизма в футуристической локации и в стерео 3D непередаваемые. Вот бы себе попробовать.
Об опыте управления огромными боевыми машинами в виртуальном мире с общественностью поделились журналисты Penny Arcade Report. Оказывается, последняя ревизия Rift для разработчиков оказалась тяжелее, чем предполагалось. К счастью, выручает дополнительный ремешок, который не даёт конструкции сползать на нос. Новый экран по сравнению с ранними прототипами стал больше, но разрешение у него осталось прежним. Это, в свою очередь, приводит к пикселизации картинки. Впрочем, разработчики обещают решить обе эти проблемы в ближайшем будущем.
По словам топ-менеджера Oculus Нейта Митчелла (Nate Mitchell), им приходится бороться за каждый грамм пластика и электроники, чтобы хотя бы как-то снизить итоговый вес устройства. Однако когда в итоге оказывается, что экран весит на 90 граммов больше в сравнении с прототипом, становится совсем невесело вдруг.
В имеющейся версии шлема уже можно было использовать оптические насадки, о которых мы расскажем ниже, однако некоторые пользователи с нарушениями зрения вполне неплохо справлялись с «виртуреальностью» в обычных диоптрийных очках. Нельзя сказать, что это на 100% удобно и комфортно, но вполне играбельно.
Подключенный к шлему компьютер был оснащен графикой NVIDIA GTX 680. По словам разработчиков, сейчас они чаще всего используют именно эти карты. Как ни крути, но игра должна отрабатывать в хорошем разрешении и со всеми красивостями, при этом не опускаясь ниже 60 кадров в секунду. В противном случае, глаза быстро устают и играть становится некомфортно.
По большому счёту, все зависит от самой игры и её прожорливости. При этом пользователь может подкрутить настройки и оптимизировать качество картинки исходя из возможностей системы. В этом преимущество платформы PC. Вы можете отказаться от графических вкусностей и нормально играть, а не смотреть слайд-шоу на экране.
По отзывам очевидцев, система обеспечивает удивительно ощутимое погружение в виртуальный мир даже без аудиосопровождения в наушниках, то есть посторонний шум практически не мешает скакать по улицам виртуального города будущего внутри огромной вооружённой до зубов железки.
В процессе адаптации игры под систему виртуальной реальности были задействованы не только специалисты Oculus, но и непосредственно разработчики Hawken.
Вывод наши коллеги сделали следующий: шлем достаточно удобен в использовании. Его масса не критична, поэтому шея во время игры не болит от перенапряжения. Немного напрягает пикселизация картинки, поэтому надежды возлагаются на HD-версию Rift. И все же было то самое ощущение, что ты в игре, и это ощущение не сравнить с обычным монитором, который после виртуальной реальности кажется маленьким окошком в игровой мир.
Oculus Developer Center
Как уже было отмечено выше, на GDC состоялся анонс Oculus Developer Center – developer.oculusvr.com. Это площадка, где разработчики и энтузиасты могут кооперироваться для реализации проектов, обсуждать проблемы и искать ошибки в существующих играх и приложениях.
На страницах сайта Oculus Developer Center можно найти всё, что нужно для разработки качественного контента для виртуальной реальности своими силами: SDK, адаптированные под Rift версии движков Unity и Unreal Engine, различного рода примеры, документации, видеоролики, справочник разработчика, множество форумов, где можно посоветоваться с коллегами или получить порцию адекватной критики.
SDK (Software Development Kit) предоставляет практически безграничные возможности для реализации собственных проектов виртуальной реальности. Можно поиграть в Team Fortress 2 на Rift, поэкспериментировать с созданием собственных игровых миров с использованием инструментов Unity и Unreal Engine. Когда уже есть чем похвастаться, каждый желающий может поделиться своим опытом и наработками с сообществом таких же энтузиастов. Важно то, что здесь никто никого не ставит в рамки и не ограничивает.
По словам инженеров Oculus, новичку в сфере гейм-дизайна будет достаточно одного часа, чтобы ознакомиться с инструкциями и создать простенькое окружение в виде комнаты в Unreal Engine.
Oculus Rift и Razer Hydra: не только увидеть, но и пощупать
Изначально симпатичная демка Oculus World demo (Tuscan Villa) на базе движка Unity разрабатывалась с учетом того, что взаимодействовать пользователь в виртуальном итальянском окружении будет с помощью привычных клавиатуры и мыши. Специалисты из Sixense решили пойти дальше и адаптировали проект под контроллер Razer Hydra. Это означает, что теперь пользователь может взаимодействовать с объектами в виртуальном окружении в прямом смысле – брать их, перекладывать с места на место, жечь неинтересные современному читателю книги и швыряться мебелью. Здесь нужно уточнить, что это не первый опыт совмещения преимуществ и недостатков Oculus Rift и Razer Hydra, тем не менее, один из самых ярких и впечатляющих.
Сразу после анонса сотрудничества Razer объявила о старте промо-кампании, в рамках которой ограниченное количество участников проекта Oculus Rift и энтузиастов получили возможность приобрести устройства Razer Hydra с 50% скидкой.
Unreal Development Kit для Oculus: ещё больше возможностей для разработчиков
Unreal Engine – популярный игровой движок, на основе которого были построены многие известные франшизы, включая Gears of War, BioShock, Mass Effect, Borderlands и Infinity Blade.
Также на движке Unreal построены известные независимые проекты типа Hawken, Antichamber, Killing Floor и Primal Carnage.
Команда Oculus работает с компанией Epic с самого начала кампании на Kickstarter. Целью сотрудничества является максимально эффективная интеграция и адаптация движка Unreal Engine под нужды систем виртуальной реальности.
С помощью адаптированной версии набора UDK (Unreal Development Kit) и имеющегося в его арсенале инструментов у владельцев наборов Rift появилась возможность самостоятельно создавать качественные проекты виртуальной реальности.
В состав Oculus-версии UDK входят несколько оригинальных демок. Особого внимания заслуживает проект Epic Citadel – погружение в удивительный мир средневековья.
Также в состав эксклюзивного релиза UDK входит демка Unreal Tournament с добавленным режимом виртуальной реальности “VR Mode”
Oculus + Unity
Unity – очень гибкая игровая платформа, которая используется не только опытными разработчиками, но и популярна среди новичков в создании компьютерных игр. Универсальность и большой спектр возможностей Unity подтверждается большим количеством известных проектов, таких как Shadowgun, The Room, Year Walk, Guns of Icarus.
Новый плагин Oculus существенно упрощает создание качественного стерео 3D-контента для системы виртуальной реальности Rift. Дизайнер имеет возможность сосредоточиться именно на геймплее нового проекта и не отвлекаться на решение сложных технических задач, таких как рендеринг стерео, слежение за поворотами головы, оптическая коррекция финальной картинки.
Сейчас инженеры Oculus экспериментируют с движком Unity 4 для реализации на его базе различных игр для систем виртуальной реальности – гонок, шутеров от третьего лица, авиа-симуляторов.
На видео посмотреть симбиоз Oculus + Unity можно на примере демок, которые Палмер продемонстрировал журналистам Verge в ходе выставки CES 2013.
Другими словами, набора возможностей Unity вполне достаточно, чтобы начать творить и разрабатывать контент для Rift. Теперь дело за энтузиастами и профессионалами своего дела.
Unreal Engine 4 + Oculus = лучше качество, больше игр
Для демонстрации преимуществ виртуальной реальности в HD одной лишь железки мало – нужно на устройстве показать красивую картинку. С этой целью специалисты Oculus в сотрудничестве с Epic разработали симпатичную демку UE4 Elemental, Еще одним результатом совместной работы разработчиков стала постепенная интеграция с игровым движком Unreal Engine 4: Oculus присоединилась к UE4 Integrated Partners Program.
С каждым днём растёт не только армия владельцев наборов Rift, но и качественного контента, который позволяет полностью окунуться в ту самую виртуальную реальность. Вот, к примеру, ещё несколько интересных проектов:
- Blue Marble – отправляемся в космическое путешествие вместе с любимой музыкой. Прекрасная возможность познакомиться с преимуществами виртуальной реальности.
- Proton Pulse – симпатичная игрушка. Для управления используем собственную голову
- Museum of the Microstar – вот тут без мощной графики совсем никак
Больше интересностей можно найти здесь.
DOOM 3 BFG: запуск на Rift откладывается
Игра DOOM 3 BFG должна была стать первой игрой, адаптированной под Oculus Rift. Более того, когда Палмер запускал кампанию по продвижению проекта Oculus на Kickstarter, он обещал к каждому набору для разработчиков Rift копию этой самой игры, как бонус или дополнительное «спасибо» за участие в проекте. Затем что-то пошло не так и компании пришлось опубликовать информацию о том, что на момент начала поставок наборов Rift игра DOOM 3 BFG поддерживать шлем не будет.
В качестве компенсации разработчики предложили разъярённым пользователям следующие опции:
- Валюта для покупок в онлайн-магазине в эквиваленте $20 – можно купить новую игру, включая DOOM 3 BFG Edition, только без поддержки Rift.
- $25 на покупки в магазине Oculus Store. Здесь можно заказать тестер Oculus Latency Tester, новые майки Oculus или наборы для разработчиков Oculus
- Полный отказ от участия в проекте – в данном случае участнику, который не получил версию Rift с DOOM 3 BFG Edition, будут полностью возмещены затраты на участие в кампании на Kickstarter. Для этого нужно писать на почту support@oculusvr.com.
Появится ли на рынке DOOM 3 с поддержкой Rift в ближайшем будущем? К сожалению, пока что дать ответ на этот вопрос разработчики не могут. В этот раз планы и надежды не оправдались, что будет дальше – не известно.
Oculus Rift: позиция Sony
Оказывается, глава Sony Worldwide Studios (Sony Computer Entertainment) Шухей Йошида является большим фанатом Oculus Rift. Компания Sony даже обзавелась несколькими наборами Rift для экспериментов. На вопрос, получит ли PlayStation 4 поддержку систем Oculus, представители разработчика пока что однозначного ответа не дают. Это что-то вроде: “Нет. Не получит. Пока что. Не сейчас”.
Когда журналисты задали вопрос о том, стоит ли ожидать поддержки игровой консолью Rift в будущем, господин Йошиде загадочно улыбнулся и сказал, что пока не будет комментировать эту ситуацию.
Роман «Ready Player One» или что почитать на досуге любителям виртуальной реальности
Если вам интересна тема виртуальной реальности, рекомендуем прочесть нашумевший роман Эрнеста Клайна (Ernest Cline) Ready Player One.
Как уже многие догадались, это литературное произведение посвящено виртуальной реальности, ее возможностям и перспективам развития. Так уж вышло, что в команде Oculus этот роман стал для многих настольной книгой, которую теперь рекомендуют всем, кто интересуется Rift.
Этой зимой сам Клайн посетил штаб-квартиру Oculus с целью познакомиться с командой разработчиков и на собственном опыте испробовать несколько демок.
Если у вас нет проблем с литературным английским, можете взять почитать роман здесь. Кто знает, быть может чтиво сподвигнет вас на новые свершения или кто-нибудь, наконец, с помощью виртуальной реальности изменит этот реальный мир к лучшему.
Состязание “VR Jam”: на кону 50 тыс. долларов
Команда Oculus совместно с IndieCade недавно объявила о старте состязания “VR Jam”, в котором будут состязаться команды разработчиков контента для виртуальной реальности со всего мира. Призовой фонд мероприятия – 50 тыс. долларов.
Армия поклонников виртуальной реальности увеличивается с каждым днём. Состоянием на конец весны, компании удалось поставить заказчикам 3700 наборов Oculus для разработчиков. 500 единиц были отправлены жителям региона Азии и Океании, 700 – в Европу, 2500 – в Северную Америку. На текущий момент объёмы поставок Rift превысили 15 тыс. штук.
Также представители Oculus объявили о запуска сборочных центров в Европе и Азии – это позволит существенно сократить время доставки наборов виртуальной реальности конечным потребителям.
На текущий момент объем поставок шлемов Rift для разработчиков превысил 15 тысяч единиц по всему миру.
Участники будут сражаться за звание создателя лучшей игры или иного продукта, разработанного специально для Oculus Rift. Старт “VR Jam” состоялся 2 августа.
Призы и награды
Стоит ли игра свеч? Ещё как стоит! Посмотрите, что на кону. Победители состязания получат:
- Денежный приз в 5 тысяч долларов
- Oculus берет на себя расходы по переезду и проживанию одного участника команды-победителя для участия в IndieCade (до 2 тысяч долларов)
- Приглашение посетить штаб-квартиру Oculus и познакомиться с командой разработчиков
- Продвижение компанией Oculus контента через социалки
- Возможность демонстрации контента победителей на IndieCade 2013
- Купон на участие в IndieCade 2014
- Футболка из ограниченной серии Oculus + IndieCade VR Jam 2013
Занявшие второе место участники получат:
- Денежный приз в 5 тысяч долларов
- Продвижение компанией Oculus контента через социалки
- Возможность демонстрации контента победителей на IndieCade 2013
- Купон на участие в IndieCade 2014
- Футболка из ограниченной серии Oculus + IndieCade VR Jam 2013
Бронзовые призёры имеют все шансы получить тот же набор призов и подарков, что и серебряные, отличается только сумма денежного вознаграждения – не 5 тыс. долларов, а 3 тыс.
Каждый финалист получит:
- Денежный приз в 500 долларов
- Продвижение компанией Oculus контента через социалки
- Купон на участие (любая игра) в IndieCade 2014
- Футболка из ограниченной серии Oculus + IndieCade VR Jam 2013
Выводы и размышления
Возможно, история Палмера и его проекта Oculus кому-то покажется сценарием классической американской мечты. Как бы то ни было, за чередой успехов и доли везения стоят многие годы экспериментов, проб, ошибок и грамотного маркетинга.
То, что Oculus Rift не пустышка, мы поняли давным-давно, еще когда всем миром собирали деньги в ходе кампании на Kickstarter. То, что проектом заинтересовались инвесторы, Valve и Его Величество Джон Кармак, говорит о том, что компания в надёжных руках и экономить на развитии и выпуске новых устройств Oculus теперь не будет.
Самое поразительное, что пользователям и энтузиастам не безразлична тема виртуальной реальности – любители и профи во всем мире создают демки, игры для Rift, экспериментируют и пробуют.
Сегодня история Oculus только начинается, поэтому выводы пока делать рано. Возможно, в скором будущем наша редакция получит в распоряжение свой набор Rift и мы сможем не только рассказать вам обо всём, но и показать. Следите за нашими анонсами и материалами – качественная виртуальная реальность совсем скоро станет реальной.
Ссылки по теме:
- Надеваемый 3D-дисплей Oculus Rift: свежак о проекте
- Надеваемый 3D-дисплей Oculus Rift: игрушка на миллион долларов
- Начался прием предзаказов на комплект разработчика Oculus Rift
- 3D-очки дополненной реальности для Microsoft Xbox One
- Надеваемые 3D-дисплеи – будущее игровой индустрии?
- Наголовный смартфон NTT Docomo с очками дополненной реальности
- Очки-дисплеи дополненной (AR) реальности: новинки-2013
- Очки Project Glass от Google на New York Fashion Week
- Персональный стерео 3D-дисплей Sony HMZ-T2: поколение II
- Sony HMZ-T2: начало продаж и стоимость
- Очки SMI 3D Eye Tracking: 6D-интерактив с отслеживанием глаз