Компания Mojo Vision разработала интеллектуальные контактные линзы с функциональностью добавленной реальности (Augmented Reality, AR). Картинку дополненной реальности формирует миниатюрный дисплей, встроенный непосредственно в контактную линзу.
В Mojo Vision технологию назвали «невидимыми вычислениями» – Invisible Computing, поскольку процесс наложения информации на действительность не требует от пользователя нахлобучивать какой-либо громоздкий гаджет на голову.
Конструкция устройства Mojo Vision включает контактную линзу медицинского класса, источник питания, чип для обработки и вывода данных, энергоэффективный датчик изображения, беспроводной интерфейс, датчики отслеживания движения глаз, стабилизатор изображения и встроенный дисплей.
Центральный элемент платформы – разумеется, сверхминиатюрный монохромный (зелёный) дисплей, впервые представленный компанией в мае 2019 года. Дисплей не только размещается в крохотной контактной линзе без ущерба для обзора «реального мира», но также создает динамичную дополнительную картинку с разрешением 14 000 пикселей на дюйм (ppi).
В масштабах глазного яблока такое разрешение обеспечивает невероятную плотность размещения данных – более 200 млн пикселей на дюйм! По словам разработчиков, на сегодняшний день созданный ими дисплей не имеет аналогов по габаритам и плотности вывода информации.
Дисплей Mojo выполнен на базе технологии MicroLED, которая сейчас считается наиболее перспективной для создания носимых гаджетов, AR/VR очков, головных дисплеев и других устройств следующих поколений. Особым преимуществом технологии MicroLED является эффективное энергопотребление: всего 10% от мощности современных ЖК-дисплеев, при яркости в пять-десять раз выше, чем у OLED. Иными словами, информация на MicroLED-экране будет заметна даже на улице в солнечный день, и для питания не придется носить в кармане огромную батарейку.
Технология Mojo Invisible Computing позволяет оперативно получать необходимую визуальную информацию без необходимости отвлекаться от окружающего мира и людей на просмотр экрана смартфона или другого «внешнего» гаджета. При соответствующей вычислительной обвязке AR-линза Mojo поможет, например, распознать лицо собеседника и вывести на дисплей дополнительные данные о персоне, оценить скорость при движении на велосипеде, вывести прогноз погоды и т.д.
В Mojo Vision описывают свою задумку как платформу, которая обеспечивает мгновенный доступ к необходимой информации без помощи рук. В качестве основы используются жёсткие газопроницаемые линзы, похожая на обычные контактные линзы для тех, кому неудобны мягкие контактные линзы. Твердая основа линзы Mojo опирается на «белок» глаза, а не на роговицу, благодаря чему исключено её вращение или скольжение, а также перекрытие обзора. В Mojo Vision намерены адаптировать каждую контактную линзу к глазам владельца.
На перспективу в компании намерены разработать линзы, которые выглядят как обычные косметические контактные линзы для изменения цвета глаз, с той лишь разницей, что в линзах Mojo будут дополнительно размещены крохотные дисплеи, батарейки и другие компоненты полноценного компьютера на глазном яблоке.
Патент на разработку интеллектуальных контактных линз с дополненной реальностью получен Mojo Vision более десяти лет, однако только сейчас компании удалось достичь стадии работающего прототипа устройства. В компании подчеркивают, что для этого пришлось изобретать с нуля практически все компоненты платформы: собственный дисплей, заказные вычислительные чипы (ASICS), систему оксигенации, батареи питания с системой управления, и даже собственные алгоритмы отслеживания глаз.
Сейчас разработка Mojo проходит этап клинических испытаний под наблюдением Институционального совета по этике исследований США (Institutional Review Board, IRB) на предмет одобрения и допуска к массовому производству.
Помимо этого, Mojo Vision также сотрудничает с Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) через добровольческую программу Breakthrough Device Program для безопасного и своевременного доступа к медицинским устройствам, которые могут помочь в лечении необратимых заболеваний.
О сроках начала продаж AR-линз Mojo Invisible Computing в компании пока не говорят, но наличие работающих прототипов говорит о том, что появление готовых розничных продуктов на базе этой технологии не за горами.
В Mojo Vision планируют представить различные варианты своих AR-линз для корпоративного и потребительного рынков, но отдельным пунктом в программе внедрения стоит медицинская сфера – помощь людям со слабым зрением. Для этого контактные линзы Mojo будут оснащаться дополнительными средствами для масштабирования, увеличения контрастности и яркости в реальном времени. Используя эти контактные линзы, люди с плохим зрением смогут, например, лучше различать уличные знаки, поскольку устройство сможет распознавать их и улучшать их визуальное отображение.
В этом плане Mojo Vision сотрудничает с некоммерческим медицинским центром Vista Center для слепых и слабовидящих в Пало-Альто, штат Калифорния, где оказываются реабилитационные услуги страдающим слепотой или нарушениями зрения. Пациенты Vista Center помогут Mojo Vision в практической адаптации технологий для вывода на рынок качественных и удобных устройств.
Mojo Vision основана в конце 2015 года. Уже в 2017 году компания представила первый прототип контактной линзы с проводным питанием и встроенным светодиодом. Следующим шагом стал переход на беспроводное питание и создание оптической системы с возможностью фокусировки изображения на сетчатке глаза. Одним из самых сложных этапов стало создание системы оксигенации для удобного ношения контактной линзы в течение продолжительного времени. Такая система уже встроена в последний прототип AR-линзы Mojo Vision по умолчанию.
В настоящее время в Mojo Vision работает 84 сотрудника, однако со временем планируется увеличение штата и создание отдельного департамента медицинских исследований и разработок. Mojo Vision возглавляет команда выходцев из таких известных компаний Кремниевой долины, как Apple, Amazon, Google, HP, Microsoft, Motorola, Infinera, Agilent и Marvell. Коллектив разработчиков также включает опытных экспертов по медтехнике и оптометрии из CooperVision, Abbott, Johnson & Johnson, Medtronic, Philips Healthcare и Zeiss Ophthalmology.
Mojo Vision получила инвестиции на сумму более $108 млн от NEA, Shanda Group, Khosla Ventures, Advantech, Gradient Ventures, HP Tech Ventures, Motorola Solutions, LG Electronics, Liberty Global, Fusion Fund и др.
На стадии массовых продаж AR-линз Mojo Vision предполагается, что пользователю сначала придется посетить своего участкового офтальмолога для измерения характеристик глаз, и затем контактные линзы Mojo Vision будут подправлены под индивидуальные параметры. На первых порах, полагают в компании, это будет недёшево.
На перспективу в Mojo Vision намерены внедрить в контактные линзы дополнительные датчики, такие как, например, акселерометры и магнитометры, для точного отслеживания предметов, на которые смотрят глаза.
Среди ключевых проблем технологии, которые ещё предстоит решить, в Mojo Vision называют вопрос питания. Цель – в достижении мощности всего устройства на уровне одного милливатта. То есть, речь о снижении энергопотребления «на порядок». И только после этого может идти речь о применении подобных дисплеев для видеоигр.