Домой Технологии Консорциум DCI стандартизирует ЖК-киноэкраны и HDR Cinema

Консорциум DCI стандартизирует ЖК-киноэкраны и HDR Cinema

Группа по развитию инициативы цифрового кино (Digital Cinema Initiative, DCI) представила Меморандум относительно развития стандарта так называемых «Киноэкранов прямого видения» (DCI Memorandum Regarding Direct View Displays). http://www.dcimovies.com/announcements/DCI-Memo-On-Direct-View-Displays_2108-0627.pdf. Таким образом, DCI впервые обозначила ряд ключевых спецификаций нового поколения кинотеатрального стандарта с поддержкой расширенного динамического диапазона – HDR Cinema.

Предпосылки 

Изначально DCI была сформирована для разработки спецификаций и форматов, необходимых для перехода индустрии от эпохи пленочного кинопроката в цифровую эру. Работа над стандартом HDR Cinema, по сути, является следующим логическим шагом в эволюции кино и вызвана, главным образом, появлением разнообразных кинотеатральных решений на базе крупных ЖК-экранов. Такие решения, получившие название «кинотеатральные дисплеи прямого просмотра» (direct view theatrical display), обеспечивают значительно более широкий динамический диапазон, нежели привычные проекторные решения.

Ожидается, что по итогам работы DCI сможет предоставить производителям комплект спецификаций и, возможно, тесты на соответствие новым стандартам.

В свое время группа DCI, действия которой преимущественно направляли голливудские студии, работала с производителями кинотеатральных проекторов, в основном на базе технологий Texas Instruments. В итоге группа разработала спецификации стандарта DCSS (Digital Cinema System Specification), а также пакет тестов соответствия CTP (Compliance Test Plan) для своевременного вывода на рынок проекционных систем. В дополнение, комплекс технологий DCI также включает в себя специальный протокол безопасности, благодаря которому видеопиратам крайне сложно вклиниться в процесс обработки и передачи цифрового сигнала по всей цепочке.

Стандартная схема дистрабуции
Стандартная схема дистрабуции

Еще одним маркером новой цифровой эпохи в кино стало появление и распространение системы «оплаты виртуальной копии» (Virtual Print Fee, VPF), разработанной для сбора средств, сэкономленных студиями при переходе на цифровой формат после отказа от тиражирования пленочного контента. В дальнейшем средства, собранные с помощью VPF, использовались в качестве дотаций прокату на приобретение новых проекционных систем.

Сегодня ситуация на рынке полностью изменилась. Переход на цифровое оборудование для проката практически завершен, и принцип отчислений VPF утерял изначальный смысл. С другой стороны, первые поколения цифровой кинотеатральной техники уже успели устареть и требуют значительных затрат на обслуживание, поэтому прокат рассматривает различные варианты обновления оборудования.

Современный список доступных актуальных решений достаточно велик и включает в себя:

  • Проекторы со стандартным динамическим диапазоном (SDR, Standard Dynamic Range), с ксеноновыми лампами
  • Лазерно-фосфорные проекторы SDR
  • Высококонтрастные лазерно-фосфорные проекторы
  • Высококонтрастные лазерные RGB-проекторы
  • Лазерные решения IMAX RGB с расширенным динамическим диапазоном (Extended Dynamic Range, EDR)
  • Лазерные решения Dolby Vision RGB с EDR
  • Проекционные решения EclairColor с EDR
  • Проекторы с управлением световым потоком (Light steering) с HDR
  • ЖК-дисплеи прямого просмотра с HDR

Несмотря на значительно снижение цен на SDR-проекторы, решения класса EDR и HDR по-прежнему дороги, а некоторые – очень дороги. Тем не менее, никаких отчислений от студий – вроде VPF, для компенсации прокату обновления техники до EDR или HDR, уже не будет. Кроме того, расходы студий тоже растут, поскольку им приходится сводить большое число мастер-копий под различные цифровые стандарты.

В этом плане появление единого стандарта для ЖК-дисплеев «прямого просмотра» может принести выгоду всем сторонам процесса.

Подробности о новом стандарте DCI

В опубликованном DCI Меморандуме впервые даны определения ключевым параметрам ЖК-дисплеям «прямого просмотра», однако пока речь лишь о базовых спецификациях, и некоторые параметры все еще остаются без определения.

Меморандум предписывает, чтобы пиксельная структура изображения не просматривалась уже с дистанции, равной высоте экрана. Шаг пикселей должен быть равномерным, в том числе, по краям дисплея.

DCI настаивает на полном отсутствии рассогласованности в уровнях яркости пикселей фрагментов экрана при просмотре с любого места в зрительном зале. В настоящее время разрабатываются допуски для замера допустимой рассогласованности яркости отдельных ЖК-модулей, из которых составлен киноэкран.

Меморандум также определяет структуру изображения для Direct View Reference Display в рамках уже существующего формата DCDM с рабочим уровнем 3, согласно определению стандарта SMPTE ST 428-1. Для формата HDR-DCDM (HDR Digital Cinema Distribution Master) определяется 12-битная глубина цвета согласно стандарту SMPTE ST 2084 EOTF с колориметрией CIE XYZ под уже принятые в индустрии варианты разрешения экрана и скорости смены кадров.

В меморандуме уже определена структура сэмлирования изображения. Правда, пока по нижней допустимой границе: разрешение картинки по новому стандарту не может быть менее 4096 пикселей (4K) по горизонтали и 2160 пикселей по вертикали.

Интересно отметить, меморандум впервые для стандартов DCI описывает масштабирование изображения на экране с дробной (нецелочисленной) кратностью. Правда, критерии пока что сформулированы очень туманно: дробное масштабирование «допустимо только при полном отсутствии видимых артефактов». Скорее всего, требования по этому параметру со временем будут описаны более предметно.

Еще одна очевидная недоработка: в то время, как для дистрибуции в формате SDR описана поддержка гаммы EOTF 2.6, для контента HDR в меморандуме указан единственный формат квантизации PQ (Perceptual Quantization). Который, в частности, не поддерживается нынешним форматом EclairColor.

Для цветового декодирования будет по-прежнему использоваться система X’Y’Z’ с точкой белого D65 при яркости 100 кд/м².

Меморандум также содержит две таблицы, определяющие принцип трансформации кодированного контента X’Y’Z’ в значения яркости и цвета x’y’. Отдельно стоит отметить, что пиковая яркость теперь определяется на уровне 500 кд/м², а минимальный уровень черного (для первого значения кода) составляет 0,001 кд/м². 

DCI

Отрадно отметить, что меморандум уже на этой ранней стадии отмечает продолжение полноценной поддержки стереоскопического 3D-контента, однако точные спецификации будут представлены позже. DCI планирует определиться с требованиями по калибровке точки белого и яркости, минимальному активному уровню черного, цветовой гамме, точности цветопередачи и так далее – для того, чтобы в будущем уйти от необходимости формирования нескольких вариантов цифровых мастеров для дистрибуции стереоскопического 3D-контента.

В новом стандарте также появится еще одно радикальное нововведение: возможность ремонта, обслуживания или замены отдельных панелей киноэкрана без нарушения требований безопасности.

Дисплейный модуль CineMassive
Дисплейный модуль CineMassive

В плане требований к звуковому сопровождению кинозалов с ЖК-дисплеями «прямого просмотра» определенных спецификаций еще нет, однако в DCI отмечают, что подобные дисплеи представляют собой своеобразное препятствие для традиционной локализации звукового сопровождения. В меморандуме отмечается, что производители таких дисплеев должны разрабатывать решения, позволяющие воспроизводить звуковое окружение в соответствии с тем, как это задумывалось кинематографистами.

Ссылки по теме: