Удивительная штука 3D-кино. У одних получается делать настоящие стерео 3D-шедевры из лент 15-лентней давности при конвертации, а других не спасает даже самое современное стерео-оборудование на съемочной площадке. Насколько важную роль играет режиссерский и операторский талант при создании трехмерного фильма? Насколько легко все испортить из-за незнания правил и принципов стереосъемки.
На протяжении многих лет ключ к этим загадками искал оскароносный Джеймс Кэмерон, и, кажется, теперь у него есть ответ. Режиссеру нужно отдать должное за то, что он не прячет свои знания за семью замками, но делится ими со всеми желающими, стараясь донести до каждого.
Сегодня Кэмерон готов не только рассказать и показать как снимается качественное 3D-кино, он готов помочь в этом деле высокотехнологичными техническими решениями. Кроме того, он не боится говорить о будущем 3D, которое будет зависеть… от телевидения и мобильных 3D-устройств?
2D + 3D = 5D
Джеймса Кэмерона в Голливуде по праву считают «адвокатом стерео 3D». Вот уже более дюжины лет он и его единомышленники экспериментируют со стереокино, создают и снимают в 3D. Судя по кассовым сборам некоторых лент, пока получается неплохо.
Кэмерон взял на себя бремя популяризации 3D как в кругах киношников, так и среди телевизионщиков. Донести свое видение и понимание ситуации режиссер пытается с помощью так называемой “Концепции 5D (2D + 3D)“, то есть, интеграции 3D в производство классического 2D-контента как залога успеха на новом стерео 3D-рынке кино и телевидения.
Рассмотрим следующую ситуацию. Есть режиссер, и есть продюсер. У первого на счету 20 картин, второй продюсировал 40 фильмов. Очевидно, что ни опытный режиссер, ни опытный продюсер не придут к 3D-эксперту задавать простые и правильные вопросы о переходе на 3D-формат и особенностях съемки в трехмерном формате, та же гордость не позволит. Многим, к тому же, все кажется слишком сложным и запутанным, и поэтому возникает страх и неопределенность. Кто-то боится задать правильный вопрос и при этом выглядеть глупо. Никто из нас не хочет выглядеть глупо.
И тут откуда ни возьмись появляются «специалисты», начинают втолковывать опытным продюсерам и режиссерам, что они совершенно ничего не смыслят в 3D и для работы им нужна команда высококвалифицированных и дорогих экспертов по съемке трехмерного кино. В итоге киношники просто беспокоятся о том, что придется выбирать между собственным стилем, видением, подачей и «новомодным» 3D.
А на деле выбирать и не нужно. Стоит просто добавить картинке объема, но лишь в том случае, если это имеет смысл. Стиль и манера снимать остаются прежними.
Если оператору не нравится эффект 3D в той или иной сцене, он может просто отключить его. Совершенно не обязательно знать все о 3D, чтобы хорошо снимать в 3D. Режиссеры и продюсеры могут продолжать делать то, что у них лучше всего получается, но делать это можно с новыми техническими решениями. Всё при этом напоминает работу с музыкой, которая в большинстве фильмов появляется в виде музыкальных вставок или композиций лишь в отдельных сюжетах.
Современные технологии, включая 3D, не меняют парадигму создания хорошего кино, они лишь делают картинку зрелищнее и драматичнее. Правила остаются теми же – сценарий, актеры, сюжет. На смену пленке и миниатюрным моделям пришли компьютерная графика и совершенно новые технические решения.
В ходе работы над «Аватаром», Кэмерон не ставил перед собой цель снять исключительно 3D-фильм. Его задачей стала интеграция 3D-элементов в 2D-картинку и наоборот. В итоге фильм превосходно выглядел на экранах кинотеатров как в 2D, так и в 3D.
Cameron-Pace Group: «Просто снимайте в 3D»
Джеймс Кэмерон и Винс Пейс начали работать вместе в конце 1980-х. В 1999 они занялись разработкой первых HD и 3D-систем. Результаты своих экспериментов команда энтузиастов демонстрировала Sony, Panavision и некоторым другим компаниям.
Готовая к использованию система была собрана в 2000 году. Впервые реализовать ее потенциал Кэмерону удалось в ходе съемок документальных фильмов. Винс сфокусировался на спортивных событиях и работе на музыкальных мероприятиях (2003-2004 гг.). Спустя некоторое время, решения Кэмерона и Пейса заинтересовали крупных игроков рынка кино и телевидения.
После завершения работы над «Аватором», Джеймс и Винс решили вывести совместный проект на профессиональный уровень и объявили о создании партнерства – Cameron Pace Group. В этот раз они приняли решение создать не очередной фильм, но «инструмент» для съемки кино – удобный, универсальный, подходящий для киноиндустрии.
Кэмерона всегда удивляло то, что ему то и дело приходится объяснять, зачем и для чего он занимается этим: «посмотрите, разве это [3D] не здорово? Если вы находите это интересным, то существует вероятность, что и другим людям понравится».
И другим людям действительно нравится. Доказательства? Два фильма, которые перешагнули отметку в 2 миллиарда долларов. Справедливости ради нужно отметить, что один из них лишь недавно стал трехмерным («Титаник 3D»), но сути это не меняет.
Год назад, на заре становления Cameron-Pace Group, многие представляли себе «послание» компании примерно так: «Вы не знаете, что делаете. По этой причине, вам нужны мы». Как показала практика, такой подход образовал брешь между продвигающими 3D компаниями и потребителями (в данном случае – телекомпаниями). Возможно, по той же причине сама концепция работы и переход на формат стерео 3D до сих пор выглядят слишком сложными.
Сегодня CPG формулирует свою цель по-новому: «Вы знаете, что делаете. Ваша задача – рассказать нам о том, что вы хотели бы получить. Мы, в свою очередь, поможем вам быстро и эффективно перейти на новые технологии, без необходимости менять штат операторов и текущий рабочий процесс».
Помимо разработки и продвижения технических решений для 3D-съемки, специалисты CPG сами принимают участие в различных проектах. Вспомним хотя бы сотрудничество CPG с канадским цирком Cirque du Soleil. Перед операторами поставили задачу снять в 3D живое выступление циркачей в Лас-Вегасе. Компания Paramount назначила премьеру 3D-фильма на декабрь.
В портфолио CPG особое место занимают масштабные съемки спортивных мероприятий – соревнования по гольфу Masters Golf, матчи U.S Tennis Open. Кстати, оскароносных «Хранитель Времени» Скорсезе также снимали с помощью ригов и стерео 3D-оборудования CPG.
Недавно компания Кэмерона завершила работу над еще одним серьезным спортивным проектом – зимними играми ESPN Winter X Games. По словам организаторов события, во время съемок было задействовано 35 стерео 3D-камер вкупе с классическим 2D-оборудованием.
Как и прежде, CPG будет принимать участие в сложных и масштабных стерео 3D-проектах (тот же фильм про Cirque du Soleil, к примеру). Тем не менее, компания Кэмерона и Пейса не в силах в одиночку создавать достаточное количество качественного стерео 3D-контента. По этой причине, CPG и пытается донести целесообразность работы с 3D киношникам и телевизионным вещательным компаниям, которые в силу своих обязанностей вынуждены снимать и генерировать контент ежедневно.
На выставку NAB 2012 CPG привезла 14 новых продуктов. Среди них – две доработанные версии рига Shadow для цифровых камер Red Epic и Arri Alexa M. Предназначены они, в первую очередь, для съемки сериалов. Также специалисты CPG демонстрировали публике решение X-Frame для настройки параметров стерео 3D и цвета прямо на съемочной площадке, а также Shadow D – переносной риг весом всего 8 кг.
Предлагаемые CPG технологические 3D-решения имеют компактные размеры и вес, что позволяет устанавливать стерео 3D-камеру на автомобиль или мотоцикл. Кроме того, компания готова предложить потребителям подводные 3D-камеры. С помощью последней, кстати, ведутся съемки ленты «Аватар 2».
Особенность работы компании Пейса и Кэмерона заключается в том, что CPG не ставит перед собой цель продавать технику для съемки 3D. Вместо этого режиссер и его партнеры намерены лицензировать свои продукты.
Покупать подобные решения просто не выгодно, так как технологически они могут устареть уже через несколько месяцев. Задача CPG – обеспечить потребителей и сформировать предложение наиболее нового в техническом и технологическом плане оборудования. Если закупить технику сейчас, она устареет уже через пару месяцев, а через год станет абсолютно нерентабельной. По этой причине, Кэмерон предлагает развивать концепцию 5D посредством лицензирования.
Конвертировать или не конвертировать?
Многие наши читатели знают, что Кэмерон является ярым противником конвертации фильмов в 3D. Недавно состоялась премьера стерео 3D фильма «Титаник 3D», инициатором проекта по конвертации которого стал сам режиссер. Почему так?
Есть две категории фильмов, которые имеют шансы быть конвертированными. Первая категория – столь любимые многими ленты из прошлого, смотреть которые не пропадает желание спустя многие годы. Если зритель хочет увидеть такую ленту в 3D, ничего другого не остается, как конвертировать. Но конвертировать нужно правильно и не жалеть на это ни времени, ни средств. Возможно ли это в принципе? Конечно, возможно. Примеры – вышеупомянутый «Титаник 3D» и «Звездные войны».
Вторая категория – фильмы, к которым только пишутся сценарии и которые только начинают снимать. С одной стороны, киношники не хотят якобы «усложнять» себе жизнь и возиться с 3D-ригами на съемочной площадке. С другой стороны – непреодолимое желание заработать на ленте. Это означает, что на экраны кинотеатров фильм должен выйти в трехмерном формате.
Существует еще одно популярное заблуждение. Если мы имеем дело с экшеном, напичканным яркими спецэффектами и динамичными сценами, то 3D непременно улучшит эффект от просмотра и подарит зрителю незабываемые ощущения. Оно-то так, вот только все зависит от качества 3D, от того, насколько это 3D правильно и грамотно снято. К сожалению, не многие режиссеры готовы обременять себя этим вопросом.
Таким образом, если у нас нет выбора относительно «Крестного отца», то у нас есть выбор в случае с «Человеком-пауком 5».
Проблема в том, что начать работать с 3D многим препятствует воображаемый и абсолютно беспочвенный страх и боязнь сложностей. В то же время, мало кто задумывается над тем, какие сложности могут ждать на стадии пост-обработки и последующей конвертации.
Кэмерон, кстати, не против конвертации в принципе. Он против некачественного 3D. Если тот или иной режиссер и собрался показывать ленту зрителям в трехмерном формате, намного разумнее и выгоднее научить свою команду работе с 3D или нанять специалистов и правильно оснастить площадку.
Допустим, режиссер только что закончил съемки фильма с бюджетом в 150 миллионов долларов и собирается конвертировать его в 3D на стадии пост-продакшн. Если делать нормальную конвертацию и следовать всем правилам, на это уйдет от 6 месяцев до года. Захотят ли инвесторы так долго ждать премьеру конвертированного фильма? Или может сразу снимать в 3D?
Если говорить о технических возможностях современной сетевой структуры для вещания 3D, то и здесь у Кэмерона и его единомышленников имеется ответ. Пропускная способность сетей уже сейчас не является препятствием для развития рынка 3D, особенно если они адаптированы для работы с HD-сигналом, ведь при передаче 3D-изображение делится на две картинки (сжатие до половины разрешения HD по вертикали или горизонтали на картинку) и затем снова комбинируется в 3D-поток. В ближайшее время может быть осуществлен переход к двухпотоковому HD, а это значит, что картинка станет еще четче и красивее. Учитывая то, что 2012 год имеет все шансы стать годом разрешения 4K, внедрение и популяризация двухпотокового HD тоже не станет проблемой.
Однако в данный момент особой надобности в двухпотоковом HD для среднестатистического потребителя нет. Сети отлично справляются с пропусканием HD-картинки, поэтому с 3D проблем тоже не будет, особенно если речь идет о мониторах и планшетах.
Одна из проблем, которая препятствует развитию рынка 3D – недостаточное количество доступного стерео 3D-контента. Чтобы решить эту проблему, нужно достичь определенного уровня качества. В первую очередь, необходимо сфокусироваться на том, что действительно интересно потребителям.
Ключом к успеху в системе распространения стерео 3D-контента могут стать мобильные устройства (планшеты и смартфоны), а также потоковые сервисы. Однако здесь есть одно «но». Если пользователь смотрит передачу или кино в 3D на планшете, просмотр в любом случае должен быть «без очков». Это удобно, это просто и это не отпугивает привыкших к удобствам потребителей. На рынке уже доступны гаджеты с автостереоскопическими дисплеями, теперь остается ждать улучшения качества демонстрируемой трехмерной картинки.
3D ближайшего будущего
Не исключено, что будущее 3D будет определено именно телевидением. В какой-то мере, телевидение позволяет решить проблему некачественной 3D-конвертации. Дело в том, что производственный цикл контента для телевидения очень короткий, то есть времени на конвертацию нет в принципе. По этой причине, есть большая вероятность того, что технические решения для съемки в 3D, обработки и распространения трехмерного контента будут приняты подавляющим количеством телевизионщиков. Тогда игроки рынка кино просто будут вынуждены идти в ногу с телекомпаниями.
Сериалы – идеальная площадка для продвижения 3D. Обычно, при съемке новых серий популярного ситкома (да, я мечтаю увидеть “Теорию Большого Взрыва” в 3D) не используются сложные спецэффекты и «стоимость» серии не сравнима с производством тех же 25 минут полнометражного фильма.
Есть ли вероятность того, что однажды большая 3D-премьера состоится не на экране кинотеатра, а в Интернете? Почему бы и нет. Сейчас, когда доступ к хорошему видеооборудованию есть практически у каждого (феномен популярности зеркальных фотокамер для видеосъемки), снять шедевр можно без миллионного бюджета и профессиональных актеров. В том числе, в 3D. Это не обязательно должен быть фильм с дорогими спецэффектами и закрученным сюжетом. Ведь хитами очень часто становятся простые, но по-своему правильные вещи.
P.S. Просто снимайте в 3D. Только потом не забудьте рассказать нам и показать, что у вас получилось.
Ссылки по теме: