“Дядя Степа, это взаправду было или понарошку?”
«И это дорогой блокбастер? Больше похоже на бюджетную мыльную оперу! Вы что, решили снять телепередачу для BBC 40-летней давности? Все не по-настоящему! Верните старое и доброе кино! Дешевая видеопленка! Почему так плавно, резко и четко? Не хотим мы таких кинофильмов!».
Как ни странно, но это не комментарии «хомячков» к записи в блоге и не выдержки из обсуждения премьеры на каком-нибудь форуме фан-клуба. Это – реакция некоторых зрителей и критиков на предварительный показ 10 минут видео из самой ожидаемой фэнтези-премьеры года – «Хоббит 3D».
В ходе выставки Cinemacon режиссёр Питер Джексон (Peter Jackson) показал журналистам и критикам несколько сцен из грядущего блокбастера «Хоббит 3D». 10 минут из фильма, снятого со скоростью 48 к/с. Несмотря на то, что бюджет 3D-ленты составляет сотни миллионов долларов, участники показа усомнились в «киношности» и привычной «правдоподобности» демонстрируемой картинки. Кому-то изображение показалось очень уж гиперреалистичным, кому-то – наоборот, фальшивым и слишком “ненастоящим”, с эффектом “мыльной оперы”.
Теперь Джексона и поддерживают, и обвиняют во всех смертных грехах, но главное, интерес к технологиям съемки кино с большой скоростью (HFR, High Frame Rate) лишь разогрелся. Давайте разберемся, что такое HFR, и почему вокруг этого так много шума.
90 лет на скорости 24 кадра в секунду
На заре эпохи кино немые фильмы снимались и воспроизводились со скоростью 14-24 к/с. С появлением звукового сопровождения возникла необходимость съемки и воспроизведения с одной скоростью для синхронизации аудио и движущейся картинки.
Чем больше кадров в секунду, тем выше затраты на пленку и обработку материала. Таким образом, было принято решение остановиться на 24 кадрах, что обеспечивало относительно «недорогое» качественное изображение со звуком без рывков и подергиваний. Скорость 24 к/с является стандартом для многих киностудий и по сей день, спустя почти столетие.
Ещё 30 лет назад Дуглас Трамбалл (Doug Trumbull) разработал и начал продвигать съемку со скоростью 60 к/с. Тогда технология получила название ShowScan, и результат был поистине впечатляющим. К сожалению, ShowScan так и не суждено было быть принятой киноиндустрией. Только представьте себе рост затрат на пленку и пост-обработку с увеличением скорости съемки в то время. А если взять во внимание проблемы с адаптацией технологии в кинотеатрах 80-х годов?
Сейчас Дуглас продолжает работать в этом направлении и совершенствовать HFR-технологии съемки уже с помощью цифровых камер.
Во время показа 3D-фильма в кинотеатре на современном проекторе (DLP Cinema) со скоростью 24 к/с, в действительности зритель видит каждый из демонстрируемых кадров несколько раз, в зависимости от технологии. Например, с технологией RealD мы наблюдаем в сумме 144 кадра в секунду на оба глаза, что называется «эффект тройного показа» (triple-flashing). Делается это с целью лучшего восприятия картинки. Однако в случае, если яркость завышена, может наблюдаться мерцание изображения.
Если фильмы начнут снимать со скоростью 48 к/с, удвоение количества демонстрируемых каждую секунду кадров (95 к/с – 192 к/с) позволит полностью избавиться от заметного человеческому глазу мерцания картинки.
Скорость съемки 60 к/с даёт возможность посетителям кинотеатров лицезреть ультра-плавное изображение на 240 к/с. Благодаря этому, 3D-фильмы можно будет сделать ярче, так как с фактической скоростью съемки 48 к/с или 60 к/с демонстрировать каждый кадр нужно меньшее количество раз.
При съемке в HFR со скоростью 60 к/с сенсор камеры фиксирует в два с половиной раза больше деталей в динамичных сценах, которые на 24 к/с просто теряются. Происходит это потому, что затвор открыт меньшее количество времени с пересчетом на кадр (в 2,5 раза, если быть точным). Для наглядности, посмотрите движение космического корабля на видео. На 24 к/с отчетливо видно, как прерывисто движется корабль, и как замыливаются его крылья (выдержка 1/24 с). На скорости 60 к/с картинка выглядит намного чище, резче и четче (выдержка 1/60 с).
Благодаря HFR, станет возможным снимать сцены, которые до сих пор по тем или иным техническим причинам не удавалось снимать в принципе. Касается это не только полнометражных экшенов и блокбастеров, изобилующих динамичными сценами с быстрым движением. Речь идет о спорте, танцевальных мероприятиях, трансляции выступлений.
Одно из непростых испытаний, которое ложится на съемочную группу при работе с HFR, это огромные массивы данных. К примеру, за день съемок «Хоббита» генерируется от 6 до 12 Тбайт контента с цифровых камер. Напомним, что на съемки двух частей «Хоббита» отведено 265 дней.
В ходе предварительного показа фильма «Хоббит» в формате 3D с использованием HFR была использована система совмещения изображения Christie Duo в сочетании с XL-DP Cinema System производства RealD. При подготовке к показу специалисты по проецированию изображений производили калибровку системы, используя показания яркости, взятые по краям экрана, а не в центре. Обилие света позволило значительно снизить яркость изображения в центре экрана.
Система RealD XL-DP Cinema System представляет собой два согласованных поляризационных фильтра для правого и левого глаза с технологией рекуперации света XL. Система разработана для использования в установках с двумя DLP-проекторами на больших экранах, как правило, шириной свыше 20 метров.
HFR: новый подход к кинопроизводству
Многие доступные на рынке профессиональные кинокамеры уже поддерживают съемку со скоростью 48 к/с. Питер Джексон снимает «Хоббита» в 3D на несколько десятков камер Red Epic с использованием 3D-ригов 3Ality Technica. Камера Red Epic позволяет снимать кино с разрешением 5К.
Мы уже писали, что Джексон потратил на закупку 48 камер RED 1,7 млн долларов и впоследствии дал каждой из них имя (родственников и друзей, в основном). Для сравнения, большинство современных кинолент снимаются с разрешением 2K.
Впрочем, недостаточно лишь снимать с HFR, нужен соответствующий подход к пост-обработке отснятого материала. Компания Park Road Post Production (Веллингтон, Новая Зеландия) разработала механизм для пост-производства HFR-лент в привязке к системе цветокоррекции и пост-обработки Mistika (компания SGO, Испания). Работа в этом направлении началась еще в 2010 году.
Изначально, целью сотрудничества SGO и Park Road было усовершенствование имеющихся решений. В процесс также вовлечены производители проекторов. К примеру, Park Road тестирует бета-версии ПО для поддержки 48 к/с на системах Christie и Barco. Фильм обрабатывается на Avid Media Composer (24 к/с, 2D). Park Road разработала алгоритм, который может использовать эти данные для обработки в 3D и на 48 к/с.
Недавно компания SIRT (Screen Industries Research and Training Centre, Sheridan College) объявила об открытии центра тестирования в сфере HFR в канадской студии Pinewood Toronto Studios. Целью работы новой организации станет создание тестовых видеороликов, оценка качества контента на разных стадиях производства, проведение мастер-классов и тренингов по HFR-технологиям. Принимать участие в проекте и развивать центр планирует известный стереограф Деметри Портелли (Demetri Portelli), который работал над 3D-фильмом «Хранитель времени» (Hugo).
Слово режиссеру
На появление в Сети волны критики и негативных отзывов относительно того злосчастного ролика, режиссер фильма «Хоббит» Питер Джексон отреагировал практически мгновенно. Возникает ощущение, что он был готов к такому развитию событий, поэтому на вопросы журналистов дал адекватные и обстоятельные ответы.
Бурная реакция общественности – событие вполне предсказуемое хотя бы потому, что это реакция на нечто новое и необычное. Многие зрители и критики в своих отзывах высказали мнение о том, что картинка с 48 к/с выглядит иначе. Теперь задача Джексона и приверженцев HFR доказать всем, что под понятием «иначе» подразумеваются позитивные изменения (для стерео 3D, в частности), а не наоборот.
Специфика «принятия» кино-индустрией и зрителями 48 кадров заключается в том, что нужно не только снимать, но и показывать со скоростью 48 к/с. Только в этом случае мы получим нормальную для восприятия картинку, которая будет четче и красивее 24 к/с. Зритель привык к 24 к/с кино, так как посмотрел тысячи таких фильмов. Аудитория приспособилась к недостаткам картинки, поэтому воспринимает артефакты и смазы как должное.
Джексон признался, что он и его команда на протяжении нескольких месяцев смотрели тестовые сцены из «Хоббита» с HFR и уже успели адаптироваться к новой картинке. Теперь, даже после двухчасового просмотра 3D-видео, никто не ощущает дискомфорта и боли в глазах.
Как и стерео 3D, 48 кадров подходят не каждому фильму. Джексон уверен, что есть смысл использовать разные показатели скорости кадров в секунду для одного фильма. Это инструмент для творчества, по-своему важный и сложный. Командой Джексона были проведены тестовые съемки как со скоростью 48 к/с, так и 60 к/с. Оказалось, что разницу между 48 и 60 кадрами визуально увидеть практически невозможно. В то же время, если сравнивать результаты с 24 к/с, различия в качестве очевидны.
Кинокритики и кино-перфекционисты будут отстаивать свою позицию и жаловаться на отсутствие смазов и артефактов, но нужно понимать, что на съемочной площадке тоже работают не школьники. Это такие же кино-перфекционисты. Одних от других отличает свежий взгляд и готовность что-то менять, как на стадии кинопроизводства, так и на стадии популяризации новых технологий.
Warner Bros. положительно отреагировала на предложение Джексона снимать «Хоббита» со скоростью 48 к/с. Это серьезный риск, так как до этих пор ни один блокбастер такого уровня не выпускался с HFR. По оценкам режиссера, к моменту премьеры фильма демонстрировать «Хоббита» с HFR будут готовы примерно 10 тыс. кинозалов по всему миру.
Джексон рассматривает переход на 48 к/с как один из стимулов к возрождению индустрии кино на большом экране. Смотреть фильм на планшете или ноутбуке – норма для современного ребенка. Публика отвыкает от походов в кинотеатр, предпочитая киносеансам просмотр фильмов дома. По этой причине, кинокомпании должны искать способы привлечь зрителя новыми впечатлениями, а значит – технологиями.
Несмотря на все преимущества 48 кадров, Джексон не будет настаивать на выпуске HFR-трейлера к фильму «Хоббит». Для того чтобы получить максимум впечатлений от 48 к/с, нужно посмотреть весь фильм. На данном этапе «эволюции» восприятия зрителей, 2,5-минутный ролик в таком формате вряд ли принесет ожидаемую пользу. Не исключено, что все трейлеры к «Хоббиту» придется выпустить в классическом 24 к/с формате.
Все три фильма эпопеи «Властелин колец» создавались с использования различных механизмов пост-обработки, включая цифровую цветокоррекцию, добавление текстур. Именно это дало возможность фильму выглядеть по-своему уникально. То же команда Джексона старается делать и в ходе съемок «Хоббита». Для режиссера важно создать ощущение присутствия зрителя в совершенно другом мире. Этого он намерен добиться с помощью особого настроения на экране, цветов, оттенков, удивительных локаций.
Как же быть с теми, кто откажется принимать HFR? В принципе, никак. Заставлять кого-то что-то делать никто не собирается. Постоянно найдутся те, кому нравится, и те, кому не нравится. Это как любить блюда из рыбы и ненавидеть их. Невозможно заставить человека с удовольствием есть рыбу, если он на дух ее не переносит.
«Акулы кинобизнеса» про 48 кадров
В отличие от расстроенных и решительно настроенных блогеров и критиков, крупные компании и большие люди в Голливуде сходятся во мнении, что 48 кадров в секунду определят судьбу кинематографа уже в ближайшем будущем. Продюсер Нил Моритц (Neal Moritz) сравнивает реакцию на 48 кадров с первым знакомством киноиндустрии с цифровыми камерами, которые не сразу были приняты режиссерами и операторами. Сегодня съемка кино на цифру – обычное дело, поэтому зрителю и рынку в целом нужно дать время, чтобы привыкнуть к новой картинке. Уилл Коэн (Will Cohen) из Mill Film and TV приводит в сравнение недовольство общественности с привыканием зрителей к HD-телевидению.
Интересна точка зрения главы IMAX Filmed Entertainment Грега Фостера (Greg Foster). Он уверен, что в данной ситуации важную роль может сыграть фактор поколения зрителей. Установлено, что дети и молодежь быстрее приспосабливаются к новым технологиям и цифровому контенту. Есть вероятность, что и 48 кадров они примут быстрее. По словам Фостера, это большое везение – открыть «Хоббитом» новую эпоху в кинематографе.
Топ-менеджер Sony Pictures Entertainment Джефф Блейк (Jeff Blake) рассматривает переход на 48 к/с как хороший стимул к восстановлению рынка кино на большом экране в целом.
Съемка с HFR означает рост ответственности перед зрителем, считает Мишель Сиолетт (Michele Sciolette) из Cinesite. Другими словами, с переходом на 48 к/с у киношников больше не получится экономить на гриме, костюмах и декорациях. Теперь прорабатывать придется все до мельчайших деталей. Каждый элемент в кадре должен смотреться идеально в визуальном плане. В противном случае, картинка будет воспринята зрителем как фальшивая или низкокачественная.
Показ 10 минут из «Хоббита» – не первая демонстрация преимуществ 48 кадров по сравнению с традиционными 24 к/с. Год назад, в ходе CinemaCon 2011 Джеймс Кэмерон (James Cameron) провел собственный показ тестовых роликов, снятых со скоростью 48 к/с. Для наглядности, на конференции аудитории демонстрировались те же сцены со скоростью 24 к/с. Сам режиссер акцентирует внимание на очень высокой детализации изображения и чистоте картинки.
Готовы ли кинотеатры к HFR?
Одно дело – снять фильм в HFR-формате. Другое дело – показать его зрителям с лучшим качеством. Ожидается, что к моменту запуска в прокат «Хоббита» цифровые проекторы от Barco, Christie и NEC на базе решений Texas Instruments получат поддержку HFR и смогут демонстрировать 3D-фильм со скоростью 48 к/с.
Для достижения этой цели компания Christie разработала ПО Christie Solaria 2.2, которое позволяет использовать для показа 3D-фильмов с HFR существующие модели кинотеатральных проекторов второй серии. Прошивку можно скачать из Интернета. Установка ПО не занимает много времени, что исключает простой системы в ходе обновления. С Solaria 2.2 операторы смогут запускать на проекторах фильмы, снятые со скоростью 48 и 60 к/с. Новое ПО также является универсальным инструментом в процессе пост-производства 2D и 3D-фильмов. К примеру, при создании киноконтента с его помощью можно эмулировать полноценное окружение кинотеатра без технических сложностей и проблем с безопасностью.
Помимо Solaria 2.2, в рамках обновления кинотеатру нужно будет приобрести так называемый встраиваемый медиа-блок (integrated media block, IMB). Разработкой IMB занимаются несколько компаний. Одна из них – Christie, сможет предложить потребителям такой продукт уже в июне 2012 по цене примерно 10 тыс. долларов.
Встраиваемый медиа-блок выполняет две основные задачи – «расшифровка» кинофильма и декодирование потока (Jpeg 2000), а также увеличение пропускной способности. Медиа-блок – это плата, которая устанавливается внутри проектора. Более ранние модели IMB существовали в серверах, которые приходилось «связывать» с проектором кабелями. Теперь проблема HD-SDI звена, которая раньше считалась бутылочным горлышком в вопросе максимальной пропускной способности, решена. Увеличенная пропускная способность означает возможность демонстрации фильмов с разрешением 4K и поддержку HFR (48 к/с, 60 к/с и более). Установка блока в один из внутренних слотов на плате проектора позволяет решить проблему безопасности и предотвратить утечку раскодированной информации.
Несмотря на все преимущества новых модулей IMB, можно с уверенностью сказать, что с радостью воспримут новость о необходимости апгрейда не все. В особенности это касается маленьких кинотеатров с относительно небольшим оборотом. Тем не менее, обновление прошивки и модуль за десять тысяч – это лучше, чем полное переоборудование проекционной системы.
Дон Шоу, директор отдела по управлению производством Christie Entertainment Solutions отметил, что сейчас в мире насчитывается от 40 тыс. до 50 тыс. готовых к программному и аппаратному обновлению кинотеатральных проекторов второй серии.
Скорость скоростью, а как же 3D?
Без порции скучных статистических данных рассматриваемая в рамках этой статьи тема будет раскрыта не полностью, поэтому просим читателей набраться терпения и дочитать до конца. Согласно данным Национальной ассоциации владельцев кинотеатров (National Association of Theater Owners, NATO), на весну 2011 года в США насчитывалось 39 тыс. кинотеатров. Из этого числа – 16 тыс. цифровых проекционных систем, и около 9 тыс. имеют статус 3D Ready. По словам аналитиков, каждый месяц в стране появляется примерно 600 кинотеатров с поддержкой демонстрации 3D. Похожая ситуация наблюдается и на мировом рынке.
Столь высокие темы роста обусловлены двумя факторами. Во-первых, к началу 2014 года пленочные материалы с кинолентами могут попросту стать недоступными на рынке. Еще одна причина – возможность прокатчиков и кинокомпаний хорошо заработать на 3D. В тех же США в 2010 году поступления от проката фильмов в 3D-формате составили 21% от доходов за прокат (2,2 млрд долларов из 10,56 мдрд). По сравнению с 2009 годом, рост этого показателя составил впечатляющие 91%. Еще более убедительного говорят следующие факты: на 2010 год был намечен выпуск 25 стерео 3D-фильмов, в то время как в 2011 планировалось снять 47 трехмерных лент.
Выводы: почему HFR – настоящее, а не будущее кинематографа
Для того, чтобы общество приняло HFR, потребуется время. История повторяется. Однажды потребитель отказался от винилов и перешел на компакт-диски, затем – на цифровой формат. Одни перфекционисты ценят зерно, особенную картинку и настроение кинопленки арт-хауса, другие с нетерпением ждут появления технологий, которые позволят воплотить в жизнь самые смелые задумки режиссеров и экранизировать золотые страницы любимых книг.
Десять минут из фильма – слишком мало, чтобы принять 48 к/с и привыкнуть к новому формату. Однако не стоит винить режиссера в том, что картинка выглядит иначе и не так, как нам привычнее. Быть может, спустя 90 лет потребления “24 к/с” мы до сих пор не знаем, как должна выглядеть по-настоящему хорошая картинка? Быть может, нам посчастливилось жить во время больших перемен в кино?
Пусть это звучит громко, но у HFR действительно есть шанс изменить ход развития киноиндустрии. В первую очередь, это касается кино на большом экране. Почему мы идем в оперу? Почему мы покупаем билеты на концерты исполнителей? Мы жаждем зрелища, настоящего и живого. Зрелища, которое не сравнится с просмотром даже на самом дорогом домашнем кинотеатре и самом качественном мониторе.
Однажды технологии позволят зрителю на время забыть, что он находится в кресле кинозала. Уже сегодня у нас есть возможность на час или полтора полностью погрузиться в созданный киномастером мир в 3D. Возможно, HFR – это ключ к новым свершениям и высотам в 3D-кинематографе. HFR делает возможным то, что пять или десять лет назад было нереально воплотить на съемочной площадке.
Работа над «Хоббитом» еще не завершена. Пройдут месяцы, пока картинка примет законченный вид. Впереди – сотни часов пост-обработки и шлифовки фильма. В декабре нас ждет грандиозная премьера, в этом можете не сомневаться.
Кстати, хорошая новость для скептиков: Джексон выпустит «Хоббита» как в классическом 24 к/с формате, так и в HFR. Выбор за вами, дорогие зрители. Увидимся в кино, а может – даже в Средиземье!
Ссылки по теме:
- «Хоббит: Нежданное путешествие»: почему формат HFR 3D?
- Фильм «Хоббит» в формате HFR 3D покажут проекторы Christie
- «Хоббит: Нежданное путешествие»: фото, постеры и саундтреки к 3D-ленте
- «Хоббит»: ключевые персонажи 3D-картины
- 3D-фильм «Хоббит»: приквел к культовой трилогии «Властелин Колец»
- “Хоббит” будут снимать камерами общей стоимостью $1,7 млн
- «Хоббит: Нежданное путешествие»: первый YouTube 3D-трейлер
- 3D-фильм «Хоббит: Нежданное путешествие»: новые фото
- Мировая премьера 3D-фильма «Хоббит» состоится в Новой Зеландии
- Билли Коннолли снимется в 3D-фильме «Хоббит»
- 3D-фильм «Хоббит»: новое видео со сьемок
- Первые кадры из 3D-кинофильма «Хоббит»
- 3D-фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» на CinemaCon 2012
- Дж. Кэмерон: про 2D+3D, или почему не нужно бояться стереокино