За последние два года на большие экраны вышел не один десяток трехмерных кинолент. Не один десяток действительно хороших кинолент, которые смогли завоевать сердца фанатов киноискусства во всем мире. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшой дайджест фильмов, в которых 3D является не просто умелым рекламным ходом для привлечения зрительской аудитории, но действительно неотъемлемым элементом драматургии и режиссуры ленты.
Неудивительно, что открывает этот список фантастическая 3D-лента «Аватар» (Avatar) 2009 года. Несмотря на то, что графика в кинофильме сама по себе была на высоком уровне, именно трехмерный формат из очередного дорогостоящего экшена превратил его в хит с заоблачными кассовыми сборами. Однако колоссальная прибыль для создателей – это еще не все: картина стала тем важнейшим импульсом для 3D-индустрии, который и спровоцировал активное ее развитие.
Единственный стереофильм Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock) «В случае убийства набирайте М» (Dial M for Murder) был снят в далеком 1954 году. Хотя изначально лента была показана только в 2D-формате, совсем недавно – 9 октября 2012 года – вышла 3D-версия картины на Blu-Ray 3D. Изюминкой фильма являются два кадра с крупным планом (с ключом от комнаты и блестящими ножницами).
Ключевым моментом в еще одном трехмерном фильме – «Как приручить дракона» (How to Train Your Dragon) является то, что зрители могут более адекватно воспринять все размеры и масштаб в 3D-ленте именно благодаря стереоформату. Это видно как в начале, когда мальчик Иккинг (Hiccup) учит своего дракона Беззубика (Toothless) летать, так и в финальных сценах жестокой борьбы с гигантским драконом. Еще более впечатляющими стали моменты полета друзей, в особенности – сквозь лабиринт скал.
На фоне художественных кинолент выделяется документалка «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams), в которой зрители сопровождают команду ученых-спелеологов, исследующих пещеры Шове (Chauvet) во Франции. Стерео 3D-формат позволяет ощутить атмосферу этих древних мест, увидеть во всех деталях округлые каменные стены, изучить пещерные рисунки, отображающие зарождение человеческой души.
Покадровая анимация зачастую отлично сочетается с форматом стерео 3D. Однако в случае с мультом «Коралина в Стране Кошмаров» (Coraline 3D) это не самое главное. Весьма специфический и оригинальный стиль режиссера Генри Селика (Henry Selick) и мрачноватая атмосфера, созданная автором одноименной детской книги Нила Геймана (Neil Gaiman), лежащей в основе сюжета, создают слегка сумасшедшую атмосферу анимации. А формат стерео 3D добавляет в эту смесь еще капельку безумства…
Несмотря на внушительную популярность первых фильмов одноименной франшизы, третья часть «Шаг вперед 3D» (Step Up 3D) оказалась еще более впечатляющей. Одна из причин тому – трехмерный формат. Он помогает оживить танцевальные баталии, происходящие на экране, так что кажется, что все это происходит именно с вами.
Не вызывает никаких сомнений, что в десятку фильмов, в которых 3D является более, чем рекламным трюком, по достоинству войдет фильм «Вверх» (Up). История о старичке и мальчишке, путешествующих по небу над Южной Америкой на воздушном шаре уже сама по себе впечатляет. Однако больше эмоций зрителям может подарить именно третье измерение.
Долгожданная третья часть «Истории игрушек» (Toy Story), казалось бы, вряд ли сможет стать чем-либо столь веселым и неожиданным. Вдобавок к интересной сюжетной линии, 3D-версия предлагает зрителям качественные трехмерные эффекты, «оживляет» деревянные игрушки благодаря дополнительному объему и реалистичности текстур. Благодаря этому, история на экранах выглядит более убедительной.
Уже неоднократно опытом кинематографистов было доказано, что танцы и 3D – понятия не только вполне совместимые, но и органично сочетающиеся. Яркое тому доказательство – документалка «Пина: Танец страсти» (Pina), которая посвящена немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш (Pina Bausch). Вращения, повороты, кружение, прыжки – каждая мельчайшая деталь танца, каждое движение максимально точно отображается на экране благодаря формату стерео 3D.
Ну и конечно же, этот список был бы неполным, не будь в нем первого в истории полнометражного фильма, снятого в стерео 3D-формате. Речь идет о криминальном триллере «Музей восковых фигур» (House of Wax) режиссера Андре де Тота (André De Toth). Согласно сюжету, напарник создателя музея восковых фигур Генри Джареда (Henry Jared) устраивает пожар, в котором пропадает его приятель. Спустя годы, жертва этой случайности возвращается, чтобы напомнить о своем существовании…
Вне всяких сомнений, этот список не является исчерпывающим. Учитывая сегодняшние темпы развития стереоиндустрии, ежегодно появляются все новые и новые картины, в которых 3D – это нечто большее, чем просто формат. Поэтому нам остается только ждать премьеры трехмерных кинопроектов, а также новых ярких анонсов в ближайшем будущем.
Ссылки по теме:
- Мартин Скорсезе о раритетных голливудских лентах в 3D
- Стивен Спилберг: далеко не все фильмы заслуживают формата стерео 3D
- Джеймс Кэмерон о «Титанике» в 3D-формате и продолжении «Аватара»
- “Аватар” станет трилогией
- Названы даты выхода 3D-фильмов “Аватар 2″ и “Аватар 3″
- 3D-мультик «Как приручить дракона 2» выйдет в 2014 году
- 3D-мелодрама «Шаг впреред 4»: первые подробности
- Трейлер к 3D-драме «Шаг вперед 4»
- 3D-достижения Disney/Pixar: “История игрушек 3″ стала мультфильмом года