Одной из важнейших задач для компаний-представителей киноиндустрии сегодня является решение проблемы привлечения аудитории к просмотру фильмов на больших экранах кинотеатров. В этом процессе немаловажную роль играет не только наличие интересных новинок в прокате, но также возможности оборудования кинозалов и современные технологии, способные обратить на себя внимание зрителей.
Как показали рейтинги последнего года, наибольшие бокс-офисы удалось сорвать именно тем лентам, которые выходили в прокат в формате стерео 3D. Одним из подтверждений популярности трёхмерных фильмов стал технотриллер «Гравитация» (Gravity) – обладатель семи статуэток «Оскар». Не менее ожидаемым стал и релиз картины «Хоббит: Пустошь Смауга» (The Hobbit: The Desolation of Smaug) в формате HFR 3D (High Frame Rate). Несмотря на то, что при выходе на большие экраны первой части трилогии кинолента была воспринята неоднозначно из-за высокой частоты кадров (48 к/с), в связи с которой некоторым критикам картина показалась гиперреалистичной, не возникло никакой шумихи после премьеры продолжения истории без широкой рекламной кампании, связанной с HFR.
Однако не совсем корректно было бы отдать все лавры за привлечение зрительской аудитории трёхмерному формату, ведь в стерео 3D сейчас выходят практически все самые ожидаемые фильмы, а также продолжения известных популярных кинофраншиз. Согласно последним исследованиям аналитиков компании Morgan Stanley, в Соединённых Штатах процентная доля сборов кинолент за продажу билетов на 3D-сеансы по отношению к общей сумме сборов этих же кинолент постепенно уменьшается. Если в 2012 она была равна 53%, то в 2013 снизилась до 42%, а в текущем году, по прогнозам, доля составит порядка 39%.
За последние пять лет голливудские студии и компании-члены Национальной ассоциации владельцев кинотеатров (National Association of Theater Owners) приложили немало усилий для того, чтобы сделать показ фильма в кинотеатре уникальным впечатлением, непохожим на домашний просмотр. Производители кинотеатрального оборудования поставили за цель решить те проблемы, с которыми сталкиваются кинематографисты, прокатчики и простые зрители при работе или просмотре стерео 3D. Одна из них – это потеря яркости при воспроизведении видео в трёхмерном формате по сравнению с 2D-контентом.
В связи с последними тенденциями, внимание представителей индустрии во время встречи Cinema Summit, которая недавно прошла в Лас-Вегасе, было сосредоточено на том, как сделать поход в кино более привлекательным для зрителей, ведь усовершенствование технологий постепенно приводит к тому, что впечатления от просмотра фильма дома оказываются не хуже, чем на больших экранах кинозалов.
Среди десятков новых идей и технологий были продемонстрированы разработки компаний Barco, Christie и NEC – лазерные проекторы с высокой светоотдачей, предназначенные не только для кинотеатров, но и для крупных профессиональных площадок рынка аудио/видео. В рамках сессии, посвящённой проекторам с лазерным источником света, представители компаний рассказали о последних разработках в этой области и продемонстрировали собственные решения, которые появятся на рынке в ближайшее будущее.
Представитель компании Mission Rock Digital и в настоящее время президент ассоциации Laser Illuminated Projector Association (LIPA) Пит Люде (Pete Ludé) рассказал о нормативных вопросах внедрения лазерных технологий. В частности, он упомянул нормы FDA (Food and Drug Administration – Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США), регулирующие продажу и использование лазерных проекторов в кинотеатрах. Согласно им, в случае прямого попадания в глаза, свет лазера может быть опасным для зрения, поэтому при установке лазерного оборудования в кинотеатрах требуется специальное разрешение FDA.
Упростить существующую сегодня систему позволит новое (третье) издание международного стандарта Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission, IEC), которое будет опубликовано 30 апреля. В нём появится новая отдельная категория лазерных проекторов, источник света в которых приравнивается к ламповому. Это сможет несколько ускорить распространение и продвижение лазерных проекторов с высокой светоотдачей.
О новинке, разработанной Barco – лазерном RGB-проекторе DP4K-60L – рассказал представитель компании Горан Стойменович (Goran Stojmenovik). Модель с шестью основными цветами (6P) и поддержкой технологии цветоделения Dolby 3D отличается впечатляющими показателями яркости, достигающими 60 000 люмен. 3D-решение Barco является однопроекторным (изображения для правого и левого глаза воспроизводятся последовательно). DP4K-60L поддерживает воспроизведение 4K-видео со скоростью 60 кадров в секунду, а также воспроизведение трёхмерного контента в разрешении 4K.
Расчётный срок службы лампы составляет 30 000 часов. Особое внимание Barco обращает на то, что во время воспроизведения 3D при использовании однопроекторного решения не нужно соединять два отдельных проектора с использованием дополнительных кабелей, как, например, в системах Christie. Помимо яркости проектора это добавляет новинке ещё одно преимущество – лёгкость в настройке и эксплуатации.
Barco DP4K-60L может проецировать изображение яркостью 7 фут-ламберт на экран шириной до 24 м или яркостью 14 фут-ламберт на экран шириной 17 м при коэффициенте усиления 1,8. Во время демонстрации 2D-контента, воспроизведённого при помощи проектора Barco DP4K-60L в кинозале Cinemark удалось добиться яркости в 17 фут-ламберт при ширине экрана 50 дюймов (127 см), при этом источник света был использован только на 30% от допустимой мощности.
Проектор также демонстрировался широкой публике во время выставки NAB 2014. Продажа новинки уже запланирована для кинотеатров сетей Cinemark и Santikos (США), а также Kinepolis (Европа).
Лазерную 3D-систему Christie, состоящую из двух проекторов, представил Дон Шоу (Don Shaw). 3-чиповый DLP-проектор D4K2560 использует шесть основных цветов и технологию цветоделения Dolby 3D. В отличие от системы Barco, новинка компании воспроизводит стерео изображение с использованием двух проекторов, поскольку, по мнению специалистов Christie, последовательное воспроизведение картинок для правого и левого глаза при помощи одного проектора может стать причиной зрительного дискомфорта. Кроме того, система, предложенная Christie обеспечивает светоотдачу 42-45% (для сравнения, однопроекторные системы на основе ксеноновых ламп обеспечивают всего 13%), а также контрастность картинки на уровне 3000:1 (контрастность однопроекторных систем на основе ксеноновых ламп равна 2000:1). Решение также не требует использования специальных серебряных киноэкранов.
Во время демонстрации возможностей новинки на белом экране шириной 27 футов (около 8,23 м) яркость 3D-изображения была равна 15 000 люмен (14 фут-ламберт). Если бы картинка воспроизводилась в 2D-формате, можно было бы достичь яркости в 60-70 тысяч люмен с использованием одного проектора. В качестве демо-роликов были выбраны сцены из «Аватара» (скорость – 24 к/с) и «Хоббита» (скорость – 48 к/с), при этом воспроизведение в формате HFR позволило избавиться от артефактов, связанных с движением, которые были заметны на видео со стандартной скоростью воспроизведения.
По словам Дона Шоу, несколько десятков проекторов появятся на рынке уже в этом году. Кроме того, уже запланированы поставки новинок для использования на профессиональных аудио/видео площадках.
Несколько другое решение продемонстрировали специалисты NEC Display Solutions: традиционно они предлагают проектор, выполненный в компактном корпусе. Представитель компании Ричард МакФерсон (Richard McPherson) поделился некоторыми деталями о новинке. Лазерно-фосфорный проектор является относительно недорогим решением в сравнении с другими проекторами с высокой светоотдачей, к тому же, он не регулируется нормами FDA.
Устройство способно проецировать картинку яркостью 14 фут-ламберт (коэффициент усиления 1,8) на экран шириной 11 метров. Срок службы лампы составляет 20 000 часов. К сожалению, МакФерсон не поделился информацией о поддержке стерео 3D, однако сообщил, что поставки новинки начнутся уже в этом году.
Учитывая возможности и характеристики представленных проекционных систем, несложно представить и их ценовую категорию. В сравнении с уже представленными на рынке решениями, стоимость может подскочить в несколько раз. Столь значительную ценовую разницу несколько сглаживает увеличенный срок службы лампы. Хотя не стоит забывать, что помимо стоимости самих проекторов, необходимо учитывать дополнительные факторы, такие как наличие системы охлаждения, пространства для установки и поддерживаемых серверов: все они также могут повлечь за собой дополнительные затраты.
К сожалению, никаких новостей не последовало от компании IMAX, которая ранее анонсировала обновление проекционных систем в собственных кинозалах. Официальный анонс должен состояться уже в этом году, и он, несомненно, сможет повлиять не только на индустрию стерео 3D, но и на рынок проекционных систем с высокой светоотдачей.
Ссылки по теме:
- Революционные лазерные 4K 3D-проекторы Christie с шестью основными цветами
- Фильм «Хоббит» в формате HFR 3D покажут проекторы Christie
- «Хоббит 3D», или правдивая история про 48 кадров в секунду
- Mirage WQ-L: новый LED 3D-проектор от Christie уже на рынке
- CES 2014: прототип 4K-проектора Panasonic
- Где в России можно посмотреть «Хоббита» в 3D HFR?
- Джеймс Кэмерон о «Хоббите 3D» и будущем киноиндустрии
- Где в России можно посмотреть фильм «Ной» в формате IMAX 3D?
- IMAX, Россия и 3D-кино: Хью Мюррей отвечает на вопросы Total3D.ru
- Скоро: первый в Якутске кинозал IMAX