Домой Кинофильмы IMAX, Россия и 3D-кино: Хью Мюррей отвечает на вопросы Total3D.ru

IMAX, Россия и 3D-кино: Хью Мюррей отвечает на вопросы Total3D.ru

Волшебный логотип IMAX невозможно спутать ни чем иным на свете. IMAX — это магия огромного киноэкрана, это реалистичная, насыщенная и динамичная картинка, это глубокий, проникающий в душу окружающий звук. Компания IMAX, созданная во второй половине 1960-х группой молодых канадских кино-экспериментаторов с целью достижения небывалого уровня реализма на экране кинотеатра, за без малого полувековой период стала для развлекательной индустрии эталоном творческого подхода к решению поставленной задачи, а фильмы, демонстрируемые в кинотеатрах IMAX, стали практически именем нарицательным для кинотеатральной продукции самой высшей пробы.

На 30 сентября 2013 года в мире насчитывалось 785 кинотеатров IMAX (19 коммерческих не в мультиплексах, 653 коммерческих в мультиплексах, 113 в образовательных учреждениях) в 55 странах мира. В нашей стране IMAX работает уже 10 лет, и за это время компания заключила более шестидесяти сделок на территории России и стран СНГ об открытии кинозалов с технологией IMAX. Сегодня в России насчитывается 32 кинозала IMAX, в том числе, с поддержкой технологии IMAX 3D, и уже в следующем, 2014 году, число таких кинотеатров будет значительно увеличено.

Читатели Total3D.ru неоднократно имели возможность ознакомиться с особенностями технологий IMAX, с новыми разработками компании и с новостями об открытии новых кинотеатров и выпуске новых фильмов в форматах IMAX и IMAX 3D. Сегодня же у нас настоящий праздник: на вопросы Total3D.ru согласился ответить в эксклюзивном интервью Хью Мюррей (Hugh Murray), легендарный стереограф, старший вице-президент IMAX по кинопроизводству.

Хью Мюррей, старший вице-президент IMAX и стереограф со стажем
Хью Мюррей, старший вице-президент IMAX по кинопроизводству, стереограф

Хью Мюррей как никто другой знаком с особенностями производства фильмов, в том числе, стерео, под большие экраны IMAX. Более того: на протяжении 23-летней карьеры в IMAX Хью Мюррей способствовал эволюции и становлению технологий создания фильмов в стереоскопическом формате IMAX 3D. Именно с его непосредственным участием свет увидел первый коммерческий мультфильм Cyberworld, выполненный с техникой 2D/3D конвертации анимированных клипов. Именно под руководством Хью Мюррея производились работы по переводу в 3D-формат таких известных фильмов как “Полярный экспресс” (The Polar Express) и “Гарри Поттер и Дары Смерти: часть II” (Harry Potter And The Deathly Hallows Part 2). Помимо этого, Хью Мюррей также выступил в качестве продюсера при производстве IMAX 3D фильма Magnificent Desolation: Walking On The Moon 3D.

Мы очень благодарны Хью Мюррею за найденное в его жёстком графике время для ответов на наши вопросы.


Total3D.ru: В канун премьеры фильма «Сталинград» Фёдора Бондарчука главный исполнительный директор IMAX Entertainment Грег Фостер посетил Москву и принял участие в пресс-конференции по этому поводу. Был ли связан визит г-на Фостера исключительно с премьерой, или мы можем ожидать в ближайшее время какого-то дополнительного внимания вашей компании к российскому рынку?

Хью Мюррей: Грег Фостер приехал в Россию на премьеру фильма «Сталинград», первого российского фильма в формате IMAX®. В настоящее время Россия и СНГ являются третьим регионом по темпам развития для копании IMAX с одними из самых высоких показателей средней наработки на копию в мире. Безусловно, это один из важнейших рынков для бизнеса IMAX.

Мы планируем, что на территории России и СНГ в будушем будет около 105 кинотеатров IMAX®. Сегодня у нас 39 действующих кинотеатров. Совсем недавно мы подписали соглашение на открытие 60-го кинотеатра, таким образом сеть кинотеатров IMAX протянется на 10 тыс. км. по всей стране от Калининграда до Владивостока. Наши залы появятся как в новых городах, например, в Ростове-на-Дону, Иркутске, Барнауле и Томске, так и в Москве, Санкт-Петербурге и Алма-Ате, где уже есть кинотеатры IMAX.

Total3D.ru: Как в целом можно оценить состояние российского рынка по сравнению с другими странами в терминах оснащённости технологиями IMAX 3D, востребованности этих технологий российским зрителем?

Хью Мюррей: В кинотеатрах IMAX® в России показатели средней наработки на копию выше, чем во многих других странах, что свидетельствует о том, что российские зрители очень любят формат IMAX®. Бокс-офис картин в формате IMAX 3D, например, «Тор 2: Царство тьмы», в среднем составляет 10-15% от общенационального бокс-офиса, при том, что количество кинотеатров IMAX® в России – это менее 3% общего количества экранов, на которых выходит фильм. А это значит, что формат IMAX® в России очень востребован. На российском рынке, как правило, более успешны картины в формате 3D, а в США, наоборот, более востребованы картины в формате 2D, например, «Темный рыцарь: Возрождение легенды» или «Голодные игры: И вспыхнет пламя».

Total3D.ru: Насколько известно, процесс подготовки фильма в формате IMAX® 3D контролируется специалистами IMAX на всех стадиях – от съёмки камерами IMAX® до пост-продакшна и цифрового ремастеринга (DMR). Нельзя ли подробнее рассказать о тех нюансах, тех тонкостях, с которыми приходится сталкиваться при обработке именно стереоскопических 3D-фильмов?

Хью Мюррей: Специалисты IMAX помогают режиссеру и съемочной группе на всех этапах создания фильма — будь то рекомендации по выбору сцен, которые больше подходят для формата 3D, съемки на камеры IMAX® или преобразование фильма в формат IMAX® с помощью технологии IMAX DMR®, которая позволяет получить непревзойденное качество изображения и звука.

Мы не меняем параметры 3D-фильмов самостоятельно. Однако, если мы видим, что параллакс (разница между двумя изображениями, которые видят левый и правый глаз) слишком велик и, возможно, будет вызывать неприятные ощущения у зрителей, мы говорим об этом создателям фильмов и предлагаем изменить эти параметры.

Total3D.ru: Экраны кинотеатров IMAX® значительно отличаются от экранов обычных кинотеатров. В чём заключается специфика преобразования киноматериала с помощью процесса IMAX DMR®, выдвигаются ли в этой связи какие-то специфические требования к сотрудникам съёмочной группы и студиям пост-продакшна, или вся работа ложится на специалистов IMAX?

Хью Мюррей: Качество фильмов, которые демонстрируются в кинотеатрах IMAX, разительно отличается в лучшую сторону, чем в обычных кинозалах. Изображение не просто больше, чтобы соответствовать экрану IMAX, но и преобразовано с помощью технологии IMAX DMR®. Специалисты IMAX проводят часы, недели и месяцы на месте съемок, а также во время монтажа с режиссером и технической командой, работая с каждым кадром, повторно сводя звук, бесконечно улучшая насыщенность, контраст, яркость изображения и сотни других деталей. Такой процесс преобразования фильма с целью улучшения качества изображения и звука называется цифровой ремастеринг, или IMAX DMR®.

Режиссеры передают специалистам IMAX исходные материалы фильма для работы, которые затем в процессе цифрового ремастеринга преобразованы в формат IMAX®. Если фильм был снят на 35-миллиметровую пленку, специалисты IMAX сканируют каждый кадр при максимальном разрешении и переводят в цифровой формат. Если съемки велись с помощью цифровой камеры, то исходные материалы фильма имеют максимально возможное разрешение.

Чтобы обработать каждый кадр для экрана IMAX, специалисты применяют уникальные методы и технологию по улучшению качества изображения, которые создавались и совершенствовались многие годы. Некоторые из них предполагают повышение резкости и контрастности изображения, цветовую коррекцию, удаление цифровых артефактов и корректировку колебаний.

Обработка звука — это тоже творческий процесс. Мы не используем стандартный саундтрек, как в обычном цифровом формате. Звук также преобразуется с помощью технологии IMAX DMR®, а уникальная звуковая система в кинотеатре IMAX®, обладающая в 10 раз более широким диапазоном частот, позволяет точечно настраивать звук и добиваться идеального звучания на любом месте.

Специалисты IMAX работают с оригинальным саундтреком фильма, который был записан во время съемок. Звук обрабатывают таким образом, чтобы использовать все преимущества звуковой системы IMAX. В результате в кинотеатрах IMAX вы не просто слышите звук, вы чувствуете его всем телом.

Это означает, что режиссер может создать такой саундтрек, каким он его задумал, благодаря более широкому диапазону частот. Это влияет на ваше восприятие, и в зависимости от фильма вам становится страшно или, наоборот, весело в определенные моменты. В кинотеатрах IMAX® отличная звукоизоляция, цифровые проекционные системы работают абсолютно бесшумно, поэтому, когда по сюжету нужна «мертвая» тишина, именно это и происходит в зале.

Преобразование фильма с помощью технологии IMAX DMR позволяет режиссеру иметь гораздо большую свободу при монтаже фильма. Ведущие голливудские режиссеры уже оценили это по достоинству. Просто хороший фильм и превосходный фильм отличаются друг от друга во множестве нюансов, которые не очевидны по отдельности.

IMAX, Россия и 3D-кино: Хью Мюррей отвечает на вопросы Total3D.ru

Total3D.ru: Удовлетворённость зрителя от просмотра стереоскопической киноленты не в последнюю очередь зависит (среди прочего) от резкости, возможности разглядеть на экране мельчайшие детали сюжета. В чём особый секрет технологии IMAX, позволяющей добиться столь высокой чёткости картинки на невероятно огромном экране?

Хью Мюррей: Как я уже сказал ранее, технология IMAX DMR® позволяет добиться непревзойденного качества изображения, в том числе повысить его резкость и контрастность, провести цветовую коррекцию, устранить цифровые артефакты и скорректировать колебания. Кроме цифрового ремастеринга, есть еще один важный фактор, благодаря которому в формате IMAX 3D вы видите такое изображение – это проекционная система IMAX®, в которой два проектора 2К (разрешение 2048х1080 пикселей) создают настолько яркое изображение.

Total3D.ru: Начиная с 2011 года компания IMAX перешла к частичному использованию цифровой 3D-технологии съёмки на базе цифровых 4К-камер по мотивам модели Phantom 65. Расскажите, пожалуйста, насколько широко в настоящее время распространена и применяется цифра в съёмке IMAX® 3D, где именно она более востребована и каковы дальнейшие перспективы плёнки в связи с развитием цифры.

Хью Мюррей: Как вы отметили, мы разработали компактную цифровую 3D-камеру на основе матриц Phantom. В настоящее время такие камеры использует Майкл Бэй для съемок отдельных сцен следующей части «Трансформеров». Кроме того, мы уверены, что эти камеры будут использованы и в других самых ожидаемых картинах. Для съемок фильмов в формате 2D режиссеры по-прежнему предпочитают использовать пленочные камеры IMAX, обладающие самым высоким разрешением в мире, например, сейчас Кристофер Нолан снимает на камеры IMAX свой фильм Interstellar.

Total3D.ru: Хотелось бы уточнить отношение компании IMAX к формату 3D HFR (48 кадров в секунду), который уже использует Питер Джексон при съёмках трилогии «Хоббит» и который также планирует использовать в своём творчестве Джеймс Кэмерон. У компании IMAX уже есть опыт съёмки и проката фильма с частотой 48 кадров в секунду, в частности, речь о ленте Momentum в формате IMAX HD. С чем связано, на ваш взгляд, слабое и медленное распространение технологии 3D HFR – со слишком высокими вложениями, малой коммерческой отдачей, отсутствием зрительского интереса, неопытностью режиссёров или чем-то другим?

Хью Мюррей: Миссия компании IMAX состоит в том, чтобы зрители во всем мире могли увидеть фильм именно так, как его задумал режиссер. Мы поддерживаем создателей фильмов в их творческом процессе, предлагая широкий выбор оригинальных технологий съемки, обработки изображения и воспроизведения. В фильме «Хоббит: Нежданное путешествие» Питер Джексон вышел за рамки, сняв фильм в формате 3D с высокой частотой смены кадров (HFR) — и это был первый подобный опыт для картины такого масштаба. В фильме «Хоббит: Пустошь Смауга» Джексон также использовал технологию HFR. Новые технологии в кино всегда имеют сторонников и противников. Например, цифровое телевидение высокого разрешения — когда оно появилось, многие зрители не приняли этот формат. Однако сегодня просмотр телепередач или фильмов в стандартном разрешении — это прошлый век, и большинство зрителей выбирает именно такой формат.

Многие режиссеры уже начали снимать фильмы в формате HFR 3D, и со временем зрители привыкнут к новому формату.

Total3D.ru: Стереоскопические 3D-фильмы изначально подготавливаются компанией IMAX для показа на большом экране своих кинотеатров. Есть ли какие-либо специфические параметры, которые требуют иного сведения каналов для правого и левого глаза при показе на экране меньшей диагонали?

Хью Мюррей: Фильмы в формате 3D хорошо смотрятся как на больших экранах, так и в обычных залах. Конечно, для таких залов необходимо правильно рассчитать диапазон глубины в соответствии с расположением экрана, но это необходимо делать для любого зала, где показывают фильм в формате 3D.

Total3D.ru: Каким вы видите развитие технологий показа стереоскопических лент на большом кинотеатральном экране в будущем? Дождёмся ли мы когда-нибудь сеанса IMAX® 3D без очков? С чем именно связаны сложности развития технологий в этом направлении?

Хью Мюррей: Проблема заключается в том, что стереоскопический показ предполагает воспроизведение двух различных видеорядов для левого и правого глаза. Однако применение этой технологии на обычных экранах без специальных очков (из-за лентикулярных /линзовидных барьеров) имеет значительные ограничения из-за угла обзора 3D изображения и не подходит для больших экранов. Возможно, по мере развития технологии стереоскопического изображения многие ограничения, связанные с воспроизведением фильма на больших экранах, будут разрешены, и необходимость в 3D-очках исчезнет.

Total3D.ru: И последний вопрос: диверсификация бизнеса сегодня. По мере развития цифровых технологий съёмки, обработки, дистрибуции и цифровых методов «потребления», потребление аудио-визуальной продукции становится всё более актуальным за пределами кинотеатров. Разумеется, мы никогда не откажемся от похода за удовольствием просмотра отличной картины на экране большого кинотеатра, но современному зрителю также не чужд просмотр на индивидуальном устройстве или просмотр в домашнем кругу. Есть ли в портфеле идей IMAX альтернативные способы проката знаменитых лент, такие как, например «видео по запросу» (VOD)?

Хью Мюррей: Что касается компании IMAX, мы убеждены, что в наших кинотеатрах зрители получают уникальный опыт, который невозможно испытать дома. Все основные голливудские блокбастеры сегодня выходят в формате IMAX, и в значительной степени именно это мотивирует зрителей приходить в наши кинотеатры, а не смотреть кино дома.

Total3D.ru: Большое спасибо!

Ссылки по теме: