Домой Техника Персональные 3D AR/VR-устройства: кто есть кто. Лето-2015

    Персональные 3D AR/VR-устройства: кто есть кто. Лето-2015

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    С самого начала хочу отметить, что попытка систематизировать все без исключения персональные устройства, предназначенные для отображения добавленной и виртуальной реальности, с поддержкой стереоскопического 3D и без, заведомо дело непростое, а может быть и нереально сложное − по крайней мере, любительскими силами.

    Кто есть Who среди 3D AR/VR-устройств

    Во-первых, очень трудно однозначно очертить тот круг технологий и разновидностей устройств, которые подпадают под все эти определения. Например, ещё совсем недавно панорамный ролик, выложенный на YouTube, так и оставался панорамным роликом, и никто не спешил цеплять к нему мерку виртуальности, а нынче, с появлением на YouTube поддержки функции обзора на 360˚ (YouTube #360Video) на этом базируется целая отдельная индустрия создания и виртуального просмотра видеороликов о реальных и виртуальных мирах.

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    Во-вторых, что мы будем считать AR/VR/AV-устройством, а что не будем. Со шлемами, очками, мониторами всё просто и ясно, хотя, с определением что из них AR а что VR и есть ли там 3D,  порой путаются даже специалисты. Но как быть с различными гаджетами, контроллерами и периферией? Взять, к примеру, 3D-камеру Intel RealSense, контроллеры MS Kinect и Leap Motion, или какой-нибудь любой другой манипулятор для взаимодействия или управления этой самой виртуальной реальностью, имя которым легион: их считать?

    И, наконец, в-третьих: клоны. Опять же, на наглядном примере: все знают что Google Cardboard −это дёшево и даже местами бесплатно с аппаратной и программной стороны, но стоит ли считать отдельными самостоятельными устройствами частные клоны этого проекта, от китайских нонеймовых поделок за 5 долларов до VR 3D-очков под LG G3,  Samsung GearVR и других все многочисленных устройств, в точности повторяющих идею Google Cardboard по использованию смартфонов и планшетов в качестве дисплея VR-устройства?

    И вот вам моё мнение: думаю, учитывать стоит всех, и даже если не хватит сил, попытаться всё равно стоит. Чем в этом плане хорош Интернет: всегда можно выпустить продолжение или дополнение этой истории.

    Более того: если всё пойдёт хорошо, следующим заходом есть смысл попытаться также систематизировать производителей софта, игр и контента для всех этих разновидностей виртуальной реальности, а также различных сервисных провайдеров вроде Google и его YouTube, Lavanel и других.

    Итак, как говорил классик, замахнёмся на Вильяма нашего Шекспира. Но для начала всё же попробуем хотя бы определиться со списком терминов и типами гаджетов, которые мы собираемся систематизировать.

    AR VR Терминология

    Добавленная реальность (Augmented Reality, AR)

    В поле вашего зрения (на улице, на экране телевизора и т.п.) находится вполне привычная реальная реальность. С помощью дополнительного AR-устройства (как правило, это очки) перед глазами с помощью голосовых или других способов управления и ввода формируется дополнительная информация, как правило, контекстного плана, например, погода в данной местности, фамилии футболистов на экране телевизора и так далее. Пламенный привет Google Glass и Sony SmartEyeglass Attach.

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR)

    В поле вашего зрения (скорее всего, с помощью персонального надеваемого дисплея, VR-очков или VR-шлема) находится виртуальный мир, созданный самыми разнообразными способами, от погружения в 3-мерную картинку игры до объёмного видеоролика. С этим виртуальным миром в какой-то степени можно взаимодействовать. Например, поворачивать голову и видеть что творится справа, слева, вверху и внизу этой виртуальной реальности, если речь об устройствах вроде Samsung GearVR. И даже взаимодействовать с виртуальностью, как, например, в случае Oculus Rift.

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    Добавленная виртуальность (Augmented Virtuality, AV)

    Термин совершенно свежий, нововыдуманный, пока толком до конца никто не знает что это значит и во что это всё выльется. Вы сами можете сформулировать для себя определение добавленной виртуальности в меру своей испорченности.

    Шлем, надеваемый дисплей, персональный надеваемый дисплей

    Всё это разные толкования англоязычного термина HMD (Head-Mounted Display). Как раз здесь не помешало бы какое-нибудь совершенно новое слово для чёткого обозначения устройств этой категории. И в самом деле, как лучше называть тот же Oculus Rift: шлем или надеваемый дисплей? В том-то и закавыка.

    На современном этапе развития VR-технологий все эти шлемы и надеваемые дисплеи можно условно разделить на две основные категории: интегрированные и с дополнительными съёмными гаджетами. В первом случае речь об устройствах с собственными, уже встроенными дисплеями, благодаря чему доступна точная юстировка картинки под оба глаза. К этому типу относится, например, тот же Oculus Rift,  SteamVR (HTC Vive),  ImmersiON-VRelia, Sony Morpheus и другие.

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    Ко второму типу можно отнести все устройства, у которых в качестве устройства отображения используются дополнительные дисплеи, обычно это экраны смартфонов подходящего формата. Как правило, управляющие и координирующие функции также частично возлагаются на эти съёмные смартфоны, например, повороты и наклоны головы в таких надеваемых устройства как Google Cardbord или Samsung GearVR отслеживаются именно с помощью акселерометров используемого смартфона.

    Шлемы и надеваемые дисплеи категории VR, как правило, не пригодны для работы с добавленной реальностью ввиду непрозрачности собственно всей надеваемой конструкции, исключение составляют главным образом гаджеты, где изображение проецируется прямо на сетчатку, и некоторые другие редкие конструкции. Однако обойти это ограничение очень просто: для преодоления непрозрачности оказалось достаточно всего лишь использовать тыловую камеру вставленного в шлем смартфона. Правда, такая “реальная реальность” тоже в какой-то степени получается виртуальной, но если это кому-то интересно, барахтайтесь в этой реально-виртуальной терминологии уже сами, без меня.

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    Очки

    Самая большая путаница как раз с очками, потому что сейчас выпускается великое множество различных устройств, похожих на очки.

    Просто очки 

    Прежде всего, это просто очки: диоптрийные, солнцезащитные, декоративные и так далее. Даже в такие очки можно встроить диктофон, MP3-плеер или шпионскую камеру, но к нашей сегодняшней теме всё это никакого отношения не имеет. По крайней мере, на сегодняшнем этапе развития технологий.

    Очки для просмотра стереоскопического 3D-изображения

    Для кинотеатра или 3D-телевизора. Вне зависимости от типа таких очков − пассивных с круговой или линейной поляризацией, фильтрацией части спектра, или активно-затворных, для реализации носимых/мобильных устройств виртуальной или добавленной реальности они “в чистом виде” обычно не используются, но могут присутствовать в качестве одного из обязательных компонентов промышленных, армейских или игровых симуляторов, систем CAD/CAM и комплексов для разработки приложений виртуальной реальности.

    Очки с AR-проектором

    Самый известный пример: очки Google Glass могли добавлять достаточно скромный по нынешним меркам объём информации. Современные AR-проекторы, встраиваемые в очки или съёмные, подвешиваемые к обычным очкам дополнительно,  могут проецировать не только текст, но и графическую информацию. Как правило, данные проецируются на стекло очков, хотя уже есть разработки с непосредственной проекцией на сетчатку глаза.

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    Очки с проекторами виртуального изображения 

    Наиболее сложная с точки зрения практической реализации система, когда на оба глаза  (или перед глазами) проецируется полноценная картинка, на нынешнем этапе с качеством до Full HD. Такие системы вполне годятся как для AR- , так и для VR-приложений, причём, вполне возможно комбинированное одновременное использование AR/VR-технологий.  К сожалению, в какой-то момент массивная конструкция очков со встроенными проекционными модулями может стать настолько громоздкой, что её уже проще назвать шлемом нежели очками. Такие устройства, хоть и редки, но также присутствуют, если не на рынке, то уж точно среди концептов.

    Датчики и контроллеры

    Оптические датчики

    К этому типу относятся как традиционные 3D-камеры или комбинированные наборы камер для вычисления глубины сцены и/или перемещения объекта, так и различные датчики и сенсоры, работающие в оптическом и иногда инфракрасном диапазоне. Иногда эти же 3D-камеры используются для захвата и записи полноценного стереоскопического изображения для дальнейшего использования. Очень часто, как и другие контроллеры, не поставляются в виде отдельного независимого устройства, но идут в качестве опций или встроенных модулей в комплексных HMD-системах. Наиболее известные примеры – это MS Kinect и Intel RealSence.

    Технология интерактивного управления и дополненной реальности RealSense от Intel и Metaio

    Контроллеры для захвата параметров движения

    Обычно такие контроллеры выполняются в виде надеваемых систем, например, специальных перчаток или костюмов, датчиков шагов. Перемещение расположенных на контроллере сенсоров записывается и затем используется для создания объёмных проекций. Среди наиболее известных проектов можно упомянуть PrioVR, STEM, Control VR, Virtuix Omni, InfinAdeck, Cyberith Virtualizer, Stompz и Leap Motion.

    Тактильные контроллеры с обратной связью

    Многочисленные мышки, джойстики, рули, кресла и другие устройства, в том числе, ввода, с тактильной отдачей. Как правило, с помощью вибрации. Среди известных образцов можно назвать KOR-FX Gaming Vest, iMotion и Reactive Grip.

    Что можно купить и с чем придётся обождать

    Разумеется, это не полный список, и со временем, надеюсь, мы его дополним и расширим. А сейчас самое время перейти к списку AR/VR-устройств, о которых вообще есть смысл говорить в плане доступности на прилавках уже сейчас, в ближайшем будущем, или хотя бы в качестве заявленного концепта с коммерческой перспективой.

    AR/VR-устройства, которые можно купить уже сегодня

    Устройства добавленной реальности (AR)

    Устройства виртуальной реальности (VR)

    AR/VR-устройства, доступные для разработчиков, по предзаказу или на финальной стадии разработки

    Устройства добавленной реальности (AR)

    Устройства добавленной виртуальности (AV)

    • castAR
    • Atheer One
    • Sulon Cortex
    • Meta SpaceGlasses
    • MergeVR

    Устройства виртуальной реальности (VR)

    AR/VR-устройства в стадии разработки прототипа, с выпуском более чем через год или без коммерческого плана 

    Устройства добавленной реальности (AR)

    Устройства добавленной виртуальности (AV)

    • SMI Eye Tracking Glasses
    • Seebright
    • Magic Leap
    • vrAse
    • Cmoar

    Устройства виртуальной реальности (VR)

    • Oculus Rift CV1
    • Light & Shadows NEO
    • Altergaze
    • Panoglass
    • Sensics dSight
    • Deep Stream
    • XG VR
    • Viewbox
    • AirVR
    • Pinć
    • Open DoVision
    • Apple

    Повторюсь: списки эти заведомо неполные, собранные, скажем так, в первом приближении, и, конечно же, будут дополняться. Кроме того, вы также можете обратить внимание, что названия некоторых моделей имеют активную ссылку, по которой можно ознакомиться с нашими ранними публикациями на эту тему. Как видите, названий без ссылок гораздо больше, и это в некотором смысле план предстоящей работы для публикаций на Total3D.ru.

    Персональные 3D AR/VR-устройства

    Ссылки по теме: