Мне повезло присутствовать на премьерном показе “Титаника 3D” для журналистов в кинотеатре “Октябрь” за неделю до премьеры, да вдобавок попасть на пресс-конференцию Джеймса Кэмерона и Джона Ландау, лично прибывших в Москву с анонсом 3D-версии ленты.
Кто-то из наших читателей, скорее всего, уже успел получить заряд впечатлений от нового фильма, который, надеюсь, понравится всем так же, как и мне. Можно было бы высказаться шаблонно, мол не видел ничего лучше со времён кэмероновского же “Аватара 3D”, но… “Титаник 3D”, на мой взгляд, вообще не укладывается ни в какие рейтинги и определения, и в новой своей версии превосходит не только “Аватар”, но даже недавно вышедшего оскароносного “Хранителя времени” Мартина Скорцезе. И это при том, что фильм изначально был снят в обычной 2-мерной версии, и нынешняя работа – всего лишь результат конвертации!
Однако обо всём по порядку. Мы подготовили небольшой видеоролик с компиляцией наиболее интересных моментов московской пресс-конференции Джеймса Кэмерона и Джона Ландау. К сожалению, без перевода, только для тех наших читателей, кто понимает английский. Для всех остальных перескажу вкратце суть.
Вначале доктор Кэмерон рассказывает о своём опыте использования цифровых камер и о перспективах вытеснения традиционной киноплёнки цифровой записью.
Далее Джеймс Кэмерон вспоминает о том, что идея конвертировать “Титаник” в формат 3D появилась у них ещё в 2004 или 2005 году. Если бы “Титаник” снимался сегодня, его бы сразу снимали в 3D, цифровыми камерами. Джон Ландау добавляет, что конвертация – невероятно сложный процесс, гораздо более сложный чем стерео-съёмка. Джеймс Кэмерон подтверждает: на конвертацию было потрачено 60 недель и порядка $18 млн.
Здесь хотелось бы добавить от себя некоторые подробности. Большинство читателей Total3D.ru, полагаю, читали наш основательный материал о том, как конвертировали в формат стерео 3D рисованный мультик “Король Лев” (3D-мультфильм Disney «Король-лев 3D»: как это делается). При всей сложности этой работы, конвертация мультфильма всё же проще (не говоря уж, например, о раскраске фильма “17 мгновений весны”), поскольку художникам достаточно разбить изображение на слои, которые затем позиционируются на разном “расстоянии”.
С конвертацией игрового фильма дела обстоят куда как сложнее. По словам Джона Ландау, в процессе специалистам пришлось обрабатывать не слои, а каждый объект, каждый персонаж, в каждом отдельном кадре. Вот и представьте себе необходимый ресурс человеко-часов и гигантскую трудоёмкость: в “Титанике” – 270 тысяч кадров!
Далее Джон и Джеймс рассказывают о том, каким образом стерео 3D-формат влияет на восприятие фильма. Первые два часа, говорит Кэмерон, на экране не происходит ничего экстраординарного, лишь в последний час, после столкновения с айсбергом, начинается “экшн”. Первые два часа люди ходят, общаются, влюбляются и так далее, словом, на экране мы видим классическую драму. И здесь 3D выступает как усилитель чувств, усилитель эмоций. Безусловно, объёмное видео добавляет зрелищности спортивным записям, боевикам, фантастическим фильмам, но стерео так же позволяет более драматично отображать человеческие чувства.
Далее Кэмерон говорит о том, что “Титаник” вернулся на экраны не только по причине конвертации в 3D. За время, прошедшее со времени первой премьеры фильма, уже успело вырасти новое поколение, ни разу не видевшее этот фильм. По мнению Джеймса, “Титаник” – это драма вне времени, которая будет так же интересна сегодняшним 15-летним зрителям (особо зрительницам), как была интересна в день первой премьеры старшему поколению. Тем же, кто видел и хорошо знает этот фильм, не менее приятно будет увидеть его в новой, объёмной ипостаси после цифрового ремастеринга (и тут я полностью с ним согласен).
Далее я специально вставил фрагмент, где Кэмерон лично подтверждает: при конвертации в формат 3D ни одного кадра из исходной версии фильма не было вырезано. Производилась конвертация, цифровая обработка, удаление шумов и так далее, но хронометраж, содержание остались прежними.
За кадром ролика остались лишь два интересных момента, которые мне пришлось вырезать дабы ещё больше не затягивать его по времени. Джеймс Кэмерон рассказал о тесных контактах с российскими учёными, без которых съёмки “Титаника” были бы невозможны: именно с российского научно-исследовательского судна “Академик Мстислав Келдыш” погружались аппараты “Мир-1” и “Мир-2” для документальных подводных съёмок, именно этот корабль фигурирует в самом начале фильма. О сотрудничестве с русскими специалистами Джеймс Кэмерон рассказывал в очень тёплых тонах, называя их друзьями.
Кроме того, рассуждая на предмет о том, стоит ли конвертировать старые фильмы в 3D, и, в целом, нужны ли 3D-фильмы, доктор Кэмерон отметил, что всё в конечном итоге зависит от режиссёра, от его желания сделать работу идеальной и от собственных взглядов на стереоскопию.
В этом плане он привёл в качестве положительного примера Мартина Скорцезе, который не стесняется обратиться за советом, за помощью, и очень требователен к себе и своей команде, ну а подтверждение тому в виде одной из лучших мировых 3D-лент “Хранитель времени” вы уже, надеюсь, видели.
К сожалению, это всё. Пресс-конференция была очень, очень короткой, гости с плотным мировым турне приехали в Москву менее чем на сутки. На встречу со знаменитостями, разумеется, набился полный зал журналистов, подавляющее большинство из которых очень далёки от вопросов развития стереоскопического кино. Поэтому часть озвученных вопросов была просто в воздух (что-то невнятное про эмоции на дне Марианской впадины, и зачем вообще туда погружаются, и так далее в этом духе), и лишь стараниями гостей разговор возвращался в конструктивное русло.
До моего вопроса, посвящённого наиболее сложным и трудоёмким сценам в плане конвертации дело, увы, так и не дошло. Обязательно спрошу об этом при следующей встрече, но слова благодарности, которые так же не прозвучали, откладывать на потом не буду и скажу сейчас:
Доктор Кэмерон, от лица многих энтузиастов любительской 3D-видеосъёмки и любителей настоящего объёмного кино – большое Вам спасибо за всемерную поддержку и популяризацию стереоскопических 3D-технологий!
Теперь хотелось бы рассказать о собственных впечатлениях от просмотра фильма “Титаник 3D”, который я смотрел на большом экране кинотеатра “Октябрь”, оборудованного современной проекционной техникой компании RealD. Любителей домашнего просмотра 3D-кино сразу придётся огорчить: ребята, никакая диагональ телеэкрана или проекционного экрана, даже с самой качественной копией фильма, не даст вам того, что обеспечивает кинотеатральное полотно с проектором RealD и соответствующим звуком.
Технология компании RealD для кинотеатров (существуют также версии для компьютеров и домашней электроники) превосходит все известные способы отображения 3D-фильмов (включая IMAX) уже тем, что картинки для правого и левого глаза на киноэкране меняются со скоростью 144 кадра в секунду, то есть, по 72 кадра в секунду для каждого глаза!
Это в три раза быстрее чем традиционные 24 кадра в секунду в разрешении Full HD 3D – “потолок” для современного бытового мультимедийного интерфейса HDMI 1.4a. “Обычный” IMAX, для справки, также показывает 24 кадра в секунду (или 48 кадров в секунду в версии HD), при этом приходится использовать два проектора одновременно, в то время как для технологии RealD используется единственный LCOS или DLP проектор с поочерёдно меняемыми перед объективом фильтрами. Фильтры, что немаловажно, как и выдаваемые в кинотеатре очки RealD, имеют круговую поляризацию, по часовой стрелке для правого глаза, против часовой – для левого. Вы можете наклонять голову, смотреть на экран искоса, “лежать” в кресле – в любом случае, искажения объёмной картинки или побочного проникновения канала для одного глаза в другой наблюдаться не будет благодаря именно круговой поляризации.
О популярности технологии RealD 3D говорит тот факт, что её одобряют и с удовольствием используют такие известные режиссёры как Джеймс Кэмерон, Тим Бёртон, Андрю Стэнтон, Тимур Бекмамбетов и многие другие. На сегодняшний день технологию RealD для показа стереоскопических фильмов можно назвать наиболее распространённой во всём мире: на конец 2011 года насчитывалось более 900 кинопрокатчиков в 68 странах, которые оборудовали порядка 19700 кинозалов с технологией RealD. В числе стерео 3D-фильмов последнего времени, уже показываемых в кинотеатрах RealD и ещё готовящихся к премьере, можно назвать такие как “Франкевинни 3D”, “В поисках Немо 3D”, “Паранормальный Норман”, “Ледниковый период 4: Континентальный дрифт 3D”, “Новый человек-паук 3D”, “Президент Линкольн: Охотник на вампиров 3D”, “Храбрая сердцем 3D”, “Мадагаскар 3 3D”, “Прометей 3D”, “Люди в чёрном 3 3D”, “Мстители 3D”, “Пираты: Банда неудачников 3D”, “Гнев титанов 3D”, “Джон Картер 3D”, “Мадам Баттерфляй 3D”, “Лоракс”, “Призрачный гонщик 2 3D”, “Путешествие 2: Таинственный остров”, “Звёздные войны, эпизод 1: Скрытая угроза”, “Красавица и чудовище 3D”, “Приключения Тинтина: Тайна единорога 3D”, “Хранитель времени 3D” и многие другие.
Несмотря на тот факт, что российский кинобизнес считается нынче вполне сформировавшимся, система проката развитой ($1 млрд кассовых сборов в 2010 году), с пятым местом в мире по занятости, хотелось бы отметить, что в нашей стране число кинотеатров RealD пока невелико, чуть более пятидесяти – маловато по сравнению с другими странами. Вот почему в ближайшее время в России планируется открытие представительства RealD, а число кинотеатров вскоре превысит отметку в две сотни.
Надо ли говорить, что, как энтузиаст любительской 3D-видеосъёмки, каждый новый стереоскопический фильм я смотрю и вижу совсем по-другому, нежели другие зрители, условно говоря, “через видоискатель”. Весь процесс, начиная от выбора ракурса съёмки, установки глубины сцены и конвергенции, использования различной оптики для плавного размытия переднего плана, движения камеры для подчёркивания глубины картины, заканчивая нюансами пост-продакшна, всё это ревниво разглядывается сквозь призму собственного опыта и здорово мешает наслаждаться собственно фильмом.
Но только не в случае “Титаника 3D” – буквально через несколько минут просто забываешь, что ты пришёл сюда с “тайной миссией” критика (шутка, на самом деле – конечно, же, наблюдая за нюансами, учиться у великих), сюжет фильма поглощает всё внимание полностью, не оставляя времени ни на что другое.
Объём в игровых фильмах, как отметил на пресс-конференции Джеймс Кэмерон, служит отнюдь не для дополнения видеоряда какой-то дополнительной информацией, основная, и, возможно, единственная функция стереоскопии в таких фильмах – усиление эмоций. Глядя на обычный плоский экран, вы видите причал Саутгемптонского порта и множество людей, садящихся на “Титаник”, глядя стереоскопическую версию, вы визуально погружаетесь в мир начала XX века, со скрипящими трапами, начищенными до блескам полами кают первого класса, радостными лицами пассажиров и провожающих. Всё настолько реалистично, что даже проверка пассажиров третьего класса перед посадкой на наличие вшей, о которой обычно и не вспомнишь после просмотра старой 2-мерной версии, просто врезается в память навсегда.
Некоторые нюансы всё же выдают факт конвертации, но, что парадоксально, в качестве аргумента в пользу конвертации! Так, например, некоторые сцены в фильме выглядят через чур уж “выпукло”. Например, огромные двигатели корабля, или потоки океанской воды, заливающие запертых за решёткой пассажиров третьего класса: здесь нарочито добавленный объём служит самым настоящим усилителем ваших же эмоций – в одном случае почтения к мощи судна, в другом – сопереживания с тонущими пассажирами, и так далее.
Кстати, вы боитесь высоты? В сцене, когда Роуз собиралась покончить собой и броситься в океан, есть момент, когда она смотрит вниз, на водовороты под винтами “Титаника”. Скажу честно: если в старой версии эмоции вызывает только сама сцена, то в стерео-варианте, чего греха таить, сердце ёкнуло как на аттракционе “американских горок”, что, разумеется, только усилило и без того жутковатую сцену.
И таких вот эмоциональных моментов в фильме – сотни, из них он, собственно говоря, и соткан. Ранее я искренне полагал, что объём уместен в боевиках, фантастике, любых мультиках, может быть, ужастиках, но в драме, где, в основном, говорящие головы? Увольте, не обязательно! “Титаник 3D” разрушил и этот стереотип: именно в драме, в хорошей, настоящей драме, снятой талантливым режиссёром, объём вершит самые настоящие чудеса. Даже в таких, казалось бы, безнадёжных случаях, когда речь идёт о конвертации.
Искренне завидую тем, кто вообще не видел “Титаник”, и насладится этим шедевром сразу же в стереоскопическом формате. От души поздравляю всех ценителей этой бессмертной драмы: с выходом 3D-версии вам предстоит открыть много нового и неожиданного в так хорошо знакомой вам ленте.
Всем, кто ещё сомневается, тратиться ли на билеты в стерео 3D-кинотеатр, и стоит ли вообще смотреть этот фильм, скажу – прочь сомнения. Возможно, просмотр “Титаника 3D” станет одним из величайших кинособытий вашей жизни.