Компания Sony последовательно продолжает осваивать выпуск цифровых стерео 3D-камер для всех актуальных рыночных сегментов. Так, некоторое время уже доступны серьёзные студийные решения, которые, правда, ввиду специфики и немаленькой цены интересны крупным телекомпаниям и видеостудиям. Профессиональный сегмент отныне также представлен представленной на шоу NAB 2011 интегрированной плечевой Full HD 3D-моделью Sony PMW-TD300.
Со дня на день в продаже появится Full HD 3D-камкордер Sony Handycam HDR-TD10E с характеристиками твёрдого просьюмерского и в какой-то степени даже полу-профи уровня. Наконец, уже сегодня можно приобрести любительскую карманную 3D HD-камеру Sony Bloggie MHS-FS3 для простейших экспериментов. Это уж не говоря о значительном числе выпускаемых ныне цифровых компактных камер и некоторых “зеркалок”, способных автоматически “нарезать” 3D-фотоснимки из панорам.
Однако это ещё не всё. В рамках выше упомянутой выставки NAB 2011, Sony также представила новый стерео 3D-камкордер HXR-NX3D1, который, по сути, можно рассматривать как своеобразный “мостик” между любительскими и профессиональными моделями, хотя компания однозначно позиционирует эту камеру как профессиональный аппарат и размещает информацию о нём на сайте о профессиональных бизнес-решениях в разделе “Broadcast & Pro A/V”.
Мы с умыслом не стали наспех рассказывать об этой новинке в дни NAB 2011 и перенесли её описание на неделю позже. Таким образом удалось собрать исчерпывающую информацию об аппарате, который в ближайшем будущем имеет все шансы стать пресловутой “рабочей лошадкой” для сотрудников небольших студий, документалистов, журналистов-стрингеров, специалистов по свадебной фото- и видеосъёмке. Поскольку HXR-NX3D1 – это уже не любительский “хэндикам”, как представленная в январе модель HDR-TD10, но в то же время и не профи-аппарат космической стоимости: по предварительным данным, продажи HXR-NX3D1 стартуют уже этим летом, и розничная цена модели в США ожидается на уровне $3400.
Первый взгляд на фотографии 3D-камкордера Sony HXR-NX3D1U вызывает чувство déjà vu – ба, да это же вылитая камера HDR-TD10, обвешанная профессиональными аксессуарами! Частично с этим вполне можно согласиться: как и в случае с полу-профессиональной 3D-камерой JVC GY-HMZ1U, внешний вид которой схож с более простой консьюмерской Full HD 3D-модель JVC GS-TD1, дизайн корпуса модели Sony HXR-NX3D1U, расположение основных элементов управления и особенно сдвоенный блок оптики во многом напоминает исполнение TD10. Однако надпись NXCAM на боку NX3D1U, в отличие от надписи HANDYCAM на TD10, как-то сразу отбивает желание делать поспешные выводы.
Так что самое время рассмотреть подробные характеристики новинки, взятые на официальных сайтах Sony и собранные для удобства в одну таблицу.
Профессиональная стерео 3D-камера Sony NXCAM HXR-NX3D1E | |
Сенсоры | Две 1/4-дюймовые CMOS-матрицы ExmorR с пиксельным массивом ClearVid Общее количество пикселей: порядка 4,2 млн Количество активных пикселей при съёмке видео: порядка 1,99 млн (16:9) |
Минимальная освещённость | 3 люкс – режим Low LUX, 1/30 (60p или 60i), 1/25 (50p или 50i, при съёмке 2D, 11 люкс в стандартном режиме |
Оптическая система | Оптика класса Sony G, 10x оптический зум в 3D, 12x оптический зум в 2D |
Расстояние между объективами | 31 мм |
Фокусное расстояние | f = 2,9 мм – 29 мм (34,4 мм – 344 мм в 35-мм эквиваленте, в формате 16:9 в 3D) х 2, f = 2,9 мм – 34,8 мм (29,8 мм – 357,6 мм в 35- мм эквиваленте, в формате 16:9 в 2D) х 2 |
Диафрагма | F1.8 – F3.4 |
Режимы фокусировки | Автоматические, ручной |
Стабилизатор изображения | Оптическая система стабилизации Optical SteadyShot с активным режимом (от широкого угла до теле) |
Форматы записи | Видео 3D: MVC (1080/60i, 50i, 24p) HD: MPEG4-AVC/H.264 AVCHD 1080/60p,50p STD: MPEG-2 PS Аудио 3D/HD: Linear PCM/Dolby Digital 2-канальный, 16 бит, 48 кГц STD: Dolby Digital 2-канальный, 16 бит, 48 кГц |
Записываемый поток | 3D – 1920 x 1080/(60i,50i,24p)/16:9, 28 Мбит/с HD PS – 1920 x 1080/(60p,50p)/16:9, 28 Мбит/с HD FX – 1920 x 1080/(60i,50i,25p,24p)/16:9, 24 Мбит/с HD FH – 1920 x 1080/(60i,50i,25p,24p)/16:9, 17 Мбит/с HD HQ – 1440 x 1080/(60i,50i)/16:9, 9 Мбит/с HD LP – 1440 x 1080/(60i,50i)/16:9, 5 Мбит/с STD SD – 720 x 480/60i or 720 x 576/50i /16:9, 4:3, 9 Мбит/с |
Время записи / воспроизведения | 145 мин – MS 32 Гбайт, 3D, LPCM, 170 мин – MS 32 Гбайт, HD FX, LPCM, 450 мин – встроенная память 96 Гбайт, 3D, LPCM, 530 мин – встроенная память 96 Гбайт, HD FX, LPCM |
Скорость затвора | 1/8 – 1/1000 с (ручное управление) |
Функция съёмки Slow & Quick (только 2D) | 240 fps (фиксированная, 60i), 200 fps (фиксированная, 50i) в режиме Smooth Slow Rec |
Баланс белого | Авто, вне помещения (5800K), в помещении (3200K), одним нажатием (сенсорная панель) |
Микрофонный вход | Стандартный стерео разъём 3,5 мм х 1 |
Аудио вход | 3-контактный XLR (мама) x2, выбор режимов LINE, MIC, MIC+48V |
A/V выход | Разъём A/V Remote |
Компонентный видео выход | Разъём A/V Remote |
USB | USB клиент, Mini-AB, Hi-Speed x 1 |
Выход на наушники | Стандартный стерео разъём 3,5 мм х 1 |
HDMI выход | Мини-рсзъём HDMI x 1 |
Встроенный ЖК-дисплей | 3,5 дюйма (88 мм), 16:9 1.229.760 точек; 2D: 2562×480, переключение режимов 2D / 3D |
Встроенный микрофон | 2-канальный стерео |
Встроенная память | 96 Гбайт |
Носители | Карты памяти Memory Stick PRO Duo (Mark2), Memory Stick PRO-HG Duo, Memory Stick PRO-HG Duo HX, SD, SDHC, SDXC |
Вес | С батареей: примерно 745 г С батареей, блендой, внешним микрофоном и модулем XLR: порядка 1150 г |
Габариты | С батареей: 86,5 х 79,0 х 148,5 мм С батареей, блендой, внешним микрофоном и модулем XLR: 124,5 х 165,5 х 262,5 мм |
Варианты питания | Адаптер переменного тока (8,4В), аккумуляторная батарея (6,8В) |
Потребление энергии | В режиме HD FX, яркость ЖК-дисплея средняя: 4,0 Вт В режиме 3D, яркость ЖК-дисплея средняя: 5,4 Вт |
Диапазон рабочих температур | 0°C – +40°C |
Температура хранения | -20°C – +60°C |
Автономная работа от батареи | В режиме продолжительной съёмки: 190 мин в HD, 140 мин в 3D |
Аксессуары | Блок питания, кабель блока питания, аккумуляторная батарея, внешний микрофон, ветровой экран для внешнего микрофона, адаптер XLR, бленда, кабель USB (mini-B), компонентный A/V кабель, интерфейсный A/V кабель, кабель адаптера USB (для внешних HDD), Wireless Remote Commander, кабель HDMI (typeC), компакт-диск с приложениями |
Комплектация | Бленда, адаптер XLR, внешний микрофон ECM-XM1, батарея NP-FV70, пульт ДУ RMT845, блок питания AC-L200, кабель USB, адаптер USB VMC-UAM1, кабель HDMI (mini), компонентный кабель, интерфейсный A/V кабель, программное обеспечение CMU Ver. 2.1 |
Сравнение функциональных возможностей этой модели с характеристиками камеры HXR-NX3D1U сразу же позволяет определить полное сходство оптического и сенсорного модулей: те же объективы Sony G с 10/12-кратным зумом в режимах 3D/2D, тот же диапазон фокусных расстояний; те же 1/4-дюймовые (4,5 мм) CMOS-сенсоры Exmor R с тыльной подсветкой и разрешением 4,2 млн пикселей. Те же пределы минимальной чувствительности 3/11 люкс для режимов Low LUX / Standard, тот же 3,5-дюймовый сенсорный автостереоскопический 2D/3D-дисплей с разрешением 2562×480 пикселей. Даже аккумуляторная батарея та же – NP-FV70, что в целом позволяет примерно сравнивать ресурс автономной работы.
Для обоих камер характерна поддержка формата MVC (AVC + профиль Stereo High) для записи стерео 3D-видео и формата AVCHD (MPEG4-AVC/H.264) для качественной записи 2D-видео. Формат Side-by-Side новая камера также поддерживает.
Вполне сравнимы и форматы 2D/3D-видеозаписи, а также скорость потока видеоданных, прямо влияющая на качество записи, однако с этого места уже начинаются различия.
Для обоих камер максимальное качество записываемого изображения в формате 16:9 обеспечивает поток примерно 28 Мбит/с для 3D Full HD и примерно 28 Мбит/с для 2D Full HD. Однако обратите внимание на разницу: в то время как для профессиональной модели HXR-NX3D1U заявлена поддержка 1920 x 1080 режимов записи 60i и 50i для 3D, 60p и 50p для 2D, пользователям любительской версии TD10E, похоже, придётся пользоваться чем-то одним: судя по всему, европейцам с их традициями системы PAL достанется вариант 50i/50p, в то время как американцам с их NTSC достанется вариант 60i/60p.
О том, что в поставляемых для России моделях TD10E будут только настройки PAL, можете не сомневаться, на “Фотофоруме” мне удалось отчётливо запечатлеть этот момент в меню розничного образца камеры.
“Кинотеатральный” режим 24p (25p) в 3D, правда, достанется владельцам обоих камер.
Следующий момент с различиями выясняется при сравнении аудиотрактов камер, и тут, как ни странно, на первый взгляд выигрывает более доступная любительская модель HDR-TD10E, оснащённая встроенным 5.1-канальным микрофоном с поддержкой технологии Dolby Digital.
У модели NX3D1U речь идёт о 2-канальном 16-бит 48-кГц LPCM/Dolby Digital тракте, но совершенно другого, профессионального уровня. Камера комплектуется профессиональным остронаправленным микрофоном ECM-XM1, а также компактным съёмным модулем-адаптером, оборудованным настраиваемым аттенюатором, двумя аудио входами под разъёмы XLR с переключаемым фантомным питанием – словом, не хуже чем у плечевых камер профессиональных серий.
Обе камеры оснащены разъёмами HDMI и обеспечивают вывод Full HD 3D-видео с чередующимися кадрами для правого и левого глаза для просмотра на телевизоре Sony BRAVIA. Кроме того, модель NX3D1 оснащена переключателем, позволяющем выбрать формат Side-by-Side для просмотра на профессиональном 3D-мониторе. Упоминания о такой функции в инструкции к любительской камере TD10E мне найти не удалось. И ещё вдогонку: модель NX3D1 также поддерживает работу с конвертером HDMI-HD-SDI, что обеспечивает совместимость с более широким списком 3D-мониторов.
Новая камера HXR-NX3D1 также оснащена 96 Гбайт встроенной флеш-памяти (против 64 Гбайт у TD10E), это практически 7,5 часов видео в режиме записи 3D. Кроме того, модель NX3D1 поддерживает функцию прямого копирования снятого материала на внешний накопитель (продаётся отдельно) без необходимости подключения к компьютеру, а также позволяет проигрывать видео с внешнего накопителя на экране подключённого к ней 3D-телевизора.
У камеры HXR-NX3D1 есть уникальная возможность скоростной съёмки со скоростью 240 fps (60i) или 200 fps (50i). Кроме того, контент в 3D-формате MVC, снятый камерой HXR-NX3D1, можно разбить поставляемой в комплекте утилитой Contents Management Utility 2.1 на два независимых 2D AVC файла. При работе с программой Vegas Pro версии 10.0d с поддерживается обработка файлов MVC с использованием Cineform Neo3D/NeoHD для 3D-редактирования.
Межосевое расстояние между объективами HXR-NX3D1 также составляет всего 31 мм, что составляет практически половину от расстояния между зрачками глаз человека. В камере NX3D1 предусмотрены режимы ручной и автоматической настройки, позволяющие изменять в некоторой степени области считывания левого и правого CMOS-сенсоров для корректировки стереобазы, однако вряд ли стоит надеяться на значительную глубину 3D-картинки на расстояниях более нескольких метров. Минимальное расстояние для корректной 3D-съёмки, напомним, составляет 80 см. В этом плане камеры с фиксированным расстоянием между оптическими осями и невозможностью регулировки точки конвергенции, безусловно, проигрывают 3D-ригам c двумя независимыми аппаратами, зато на голову выше их в тех случаях, когда требуется оперативная съёмка и обработка результатов.
В завершение хотелось бы отметить, что наше сегодняшнее сравнение камер сделано на основании лишь предварительных характеристик модели HXR-NX3D1. Ответы на некоторые волнующие вопросы можно будет получить не раньше, чем станут доступны рабочие образцы камеры и подробные инструкции к ним.
То есть, для полной ясности в вопросе выяснения полного списка возможностей 3D-камеры Sony NXCAM HXR-NX3D1 осталось дождаться лета, а оно уже не за горами.