На сегодняшний день ни для кого из любознательных фанатов стерео не секрет, что первые образцы трёхмерного контента появились задолго до того, как 3D-формат обрёл популярность. Так, экспериментировать со стереоскопическими видео энтузиасты принялись ещё в начале ХХ века. А первый стереоскоп, способный объединять два изображения в единую трёхмерную картинку при помощи зеркал, был создан в далёком 1838 году британским учёным Чарльзом Уитстоном (Charles Wheatstone).
Тем не менее, недавнее открытие учёных позволило усомниться в том, что до XIX века не существовало 3D-изображений как таковых. Вполне возможно, что первым стереографом в истории, пусть и не намеренно, стал сам Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Согласно исследованию немецких учёных Клауса-Кристиана Карбона (Claus-Christian Carbon) и Веры М. Хесслингер (Vera M. Hesslinger), в начале XVI века всемирно известный итальянский художник создал первый стереоскопический портрет в истории. Речь идёт о легендарной «Джоконде», а точнее – об обеих «Джокондах», известных сегодня. Первая из них хранится в парижском Лувре, а вторая картина, которая долгое время считалась копией оригинала, находится в музее Прадо (Мадрид).
По мнению исследователей, хранящаяся в Прадо «Мона Лиза» является не просто копией, обе картины были созданы одновременно. Над одной из них работал сам да Винчи, а над второй – его ученик. «Джоконды» создавались в одной студии, но на модель художники смотрели со слегка различных точек обзора. На картинах отличается положение женщины по отношению к фону. Эта разница практически идентична той, которую воспринимают два человеческих глаза, что и позволяет рассматривать два произведения как основу для стереопары.
На протяжении долгого времени считалось, что картина, хранящаяся в Прадо, не представляет собой никакой ценности. Она была всего лишь одной из многочисленных копий легендарной «Джоконды». Фон был закрашен чёрной краской, и только в 2012 году учёные обнаружили под ней оригинальный горный пейзаж.
После удаления слоя краски, оба холста были детально изучены: выяснилось, что на обеих картинах во время работы выполнялись идентичные правки. Это и позволило доказать, что холсты создавались одновременно и в одной студии, авторы работали сообща и вносили в портреты одинаковые изменения. Скорее всего, вторым автором был именно ученик да Винчи, которому мастер подсказывал, как лучше работать над картиной, чтобы добиться желаемого результата.
Кроме того, а связи с идентичностью заднего плана на обеих картинах, высказано предположение, что за моделью в студии находилась картина с изображением горного пейзажа, которая и послужила фоном для обоих холстов.
В рамках исследования Клаусу-Кристиану Карбону и Вере М. Хесслингер удалось просчитать расстояние, на котором художники находились по отношению к модели и друг к другу. Для этого они детально изучили разницу между двумя портретами (к примеру, положение кончика носа Джоконды по отношению к пейзажу). Результаты расчётов позволили исследователям оценить, с каких точек обзора художники смотрели на модель, и смоделировать обстановку в студии да Винчи.
Как видим, да Винчи находился по правую сторону и немного дальше от модели, чем второй художник. Согласно расчётам, расстояние между точками обзора составляло порядка 69 мм в то время как в среднем, расстояние между правым и левым глазом человека равно 64 мм, а принятое в стереоскопии классическое значение стереобазы (разницы между изображениями одного объекта для левого и правого глаза) составляет 60-70 мм.
Благодаря такому совпадению стало возможным увидеть объём картины. Именно так и работает стереоскопия: наш мозг способен воспринимать третье измерение, комбинируя два изображения, запечатлённые с разных точек обзора. В реальной жизни мы получаем слегка отличающиеся ракурсы благодаря наличию расстояния между правым и левым глазом, на фотографиях и видео – между двумя объективами, в случае с «Джокондой» – между художниками.
Если расположить обе картины перед зрителем, то эффекта объёма можно достичь методами перекрёстной или параллельной стереопары. Первый метод предусматривает расположение изображения для правого глаза слева, а для левого глаза – справа, и скрещивание глаз так, как если бы зритель наблюдал объект в непосредственной близости к его лицу. Второй метод несколько сложнее: холст для правого глаза размещается справа, для левого – слева, но при просмотре глаза необходимо располагать параллельно, как если бы зритель смотрел максимально далеко, что требует от смотрящего больших физических усилий.
Оцифрованное изображение также может послужить для создания стереокартинки, увидеть которую можно только с использованием специальных 3D-очков (анаглифических, активно-затворных, пассивных).
Будучи не только человеком искусства, но и учёным-изобретателем, Леонардо до Винчи исследовал монокулярное и бинокулярное зрение, изучал оптику, строение глаза, восприятие и отражение света, экспериментировал с различными его источниками. Вполне вероятно, что он задавался вопросом возможности создания объёмных изображений, и «Мона Лиза» стала своего рода экспериментальным проектом автора. С этой точки зрения, несмотря на то, что рассматриваемые картины не создают идеально выравненную стереопару, они значительно опережают своё время.
С другой стороны, для подтверждения теории преднамеренного создания художником стереопортрета Джоконды, учёным необходимо найти хотя бы какие-то теоретические заметки да Винчи по изучению параллакса. Без них доказать целенаправленность наработок учёного в данной области вряд ли представляется возможным.
Ссылки по теме:
- История 3D-кино: 100 лет взлетов и падений
- Немой фильм «Призрак оперы» был снят в 3D?
- Оригинальные стереофото военных времен на YouTube 3D
- Вторая мировая война в 3D
- Гражданскую войну в США покажут в 3D