На 16 сентября намечена кинопремьера 3D-версии культового мультфильма «Король-лев», а с 4 октября его начнут продавать на дисках Blu-ray 3D. Мы внимательно следим за событиями вокруг грядущей премьеры, стараясь донести до наших читателей все подробности. Сегодняшний материал – как раз из таких: в интервью голливудскому сайту Collider главный специалист 3D-проекта, стереографер Роберт Нойман (Robert Neuman) не только раскрыл тайны придания объёма доселе “плоскому” рисованному мультфильму, но также наглядно проиллюстрировал процесс работы. Правда, без пояснений Ноймана здесь ничего не понятно. Сейчас мы приоткроем завесу тайны над этим процессом.
Суть процесса заключается в следующем. За основу берётся исходный кадр двумерного фильма.
Затем стереохудожник отмечает слои и составляет специальную карту глубины. На этой карте числа со знаком плюс означают количество пикселей, на которые картинка будет “выступать” перед экраном, а числа со знаком минус определяют удаленность объекта от плоскости экрана. Таким образом художник подсказывает компьютеру принцип формирования глубины картинки.
Финальная карта глубины в компьютерном представлении – специальное корректирующее изображение, выполнено в цветах градации серой шкалы, при этом, наиболее тёмные оттенки характерны для наиболее удалённых объектов, более светлые – для наиболее приближённых к зрителю.
Ниже – пример аналогичной работы с кадром “портретной” сцены, где также присутствует определённая специфика.
В большинстве случаев подобное преобразование даёт потрясающий эффект, особенно на большом экране, тем более что в мультфильме полно сцен, которые, будучи конвертированы в 3D, смогут поразить зрителей размахом и масштабами, например, момент бега стада антилоп, песня маленького Симбы и др.
Тем не менее, по словам Роберта Ноймана, в мультфильме есть несколько очень сложных сцен, например, полет птицы, которые выглядит отнюдь не идеально, особенно по сравнению с возможностями современной компьютерной анимации. Здесь стоит помнить, что исходный мультфильм полностью рисованный.
Первый показ 3D-версии мультфильма Disney «Король-лев» для избранной аудитории состоится в ходе выставки D23 Expo, что пройдет в Анахайме 19-21 августа. Мы с вами сможем увидеть стереоскопический вариант ленты «Король-лев» в кинотеатрах после 16 сентября. На дисках Blu-ray 3D фильм выйдет 4 октября.
В заключение этой приятной новости предлагаем вашему вниманию несколько наиболее интересных фрагментов интервью с Робертом Нойманом в нашем вольном переводе.
Что особенное привносит 3D в анимированные фильмы вроде «Король-лев»?
По моему мнению, наиболее важным аспектом фильма является его сюжет, и добавление 3D обязательно должно привносить что-то дополнительное в изложение сюжетной линии, иначе для меня проект попросту был бы неинтересен.
В чём особенность работы стереохудожника?
В качестве стереохудожника я отвечаю за все 3D-аспекты фильма. Я разрабатывают стереоскопический вид ленты, в который входит внешний вид персонажей в 3D, что будет перемещено на задний план и что будет перемещено на передний план. Кроме того, я использую объём для оживления сюжета, что на мой взгляд является самым важным.
Каким образом вы используете объём для усиления сюжетной линии?
Рассчёт глубины объёма сцен в фильме сродни работе композитора, который использует различные музыкальные интонации для передачи эмоциональных акцентов фильма. Точно так же я пытаюсь использовать объём.
Каким образом вы использовали это в ленте «Король-лев»?
Работая с объёмом, я создал по длине сюжета специальную таблицу (“сценарий объёма”, depth script), где эмоции были определены в диапазоне от единицы до десяти: уровень единицы соответствует минимальному уровню эмоций, десяткой отмечен наибольший всплеск эмоций.
Как вы использовали сценарий объёма?
Я наложил стереоскопический сценарий на эмоциональный сценарий, то есть, кадры с эмоциями на единичку получили небольшую глубину сцены. Всем кадрам с эмоциями на десятку мы постарались придать наиболее возможный максимум глубины. Кроме того, в сценах, где эмоции выражаются определённым персонажем ленты, такой персонаж “выносится” на передний план как можно ближе, и наоборот. Таким образом, мы не используем 3D как попало, мы используем глубину именно в качестве одного из инструментов изложения сюжета.
За что ещё отвечает стереохудожник?
Я затратил огромное количество времени на исследование условий, при которых зритель получил бы максимум комфорта при просмотре ленты. Нынче уже выпущено множество 3D-фильмов, в процессе создания которых совершенно не заботились об использовании объёма для создании комфортных условий просмотра. Для нас очень важно, чтобы зрителю было удобно и чтобы его глаза не утомлялись в процессе просмотра 3D.
Сколько специалистов было занято в процессе преобразования фильма «Король-лев»?
Лента была разделена на четыре условные части. Кроме меня в качестве стереорежиссёра и вспомогательного режиссёра для каждой из четырёх частей, над проектом работало в общей сложности 60 художников, которые также разделились на команды для каждой части.
Сколько времени ушло на преобразование ленты в 3D?
Процесс занял четыре месяца, и это были очень загруженные четыре месяца. Но мы сделали это, и очень гордимся результатом.
Используется ли для кинотеатров и дисков Blu-Ray одна и та же версия 3D?
В основном это одна и та же версия, хотя для версии на дисках Blu-Ray кое-что пришлось передвинуть, как-никак, телевизионный экран не так велик как экран в кинотеатре. Мы взяли финальный результат и затем сдвинули его на несколько пикселей. Но в остальном всё совершенно идентично.
Было ли взаимодействие с создателями оригинальной анимации в процессе создания 3D-версии?
Одним из приятнейших аспектов работы над этим проектом была доступность создателей оригинальной ленты. Мы получили полную поддержку и одобрение со стороны её режиссёров, Роджера Аллерса (Roger Allers) и Роба Минкофа (Rob Minkoff), а также со стороны продюсера Дона Хана (Don Hahn). Было очень приятно убедиться в совпадении нашего видения результата.
Почему на студии Disney приняли решение преобразовать этот фильм в 3D?
Почему это сделали с такой выдающейся классикой? В процессе работы над 3D-версией мы создавали совершенно новую форму искусства, совершенно новый способ передачи контента. Вы наслаждаетесь всей прелестью и энергией нарисованного вручную мультика, и в то же время вам становится доступна осязаемость, которую можно получить в проектах других масштабов. Например… это всё равно что прикасаться к персонажам “Истории игрушек”. Персонажи “Короля-льва” получили ту же осязаемость, очарование, и, на мой взгляд, смогли выразить совершенно новую форму анимации. Даже в сотый раз просматривая ленту в 3D, вы всё равно смотрите её как будто впервые.
Увидим ли мы другую классику анимации Disney в 3D?
Вполне возможно, хотя пока ничего определённого ещё не решено. Технология уже отработана, но каких-то определённых планов пока нет. Лично мне было бы особенно приятно увидеть в 3D что-нибудь совсем уж винтажное, вроде “Белоснежки”. Скрещиваю пальцы на то, чтобы это однажды случилось – и чтобы я был причастен к работе над этим.