Всё это выглядело бы забавно, если бы не было таким печальным на практике: пока ведущие компании индустрии разрабатывали поддержку стереоскопии – каждая компания свой вариант, Microsoft, как это не раз случалось в последние годы, всё проспала. Согласитесь, было бы гораздо логичнее и проще, если бы стереоскопический вывод видеоинформации поддерживался на платформенном уровне, нежели как сейчас – свои драйверы для разного “железа”. Но, увы, в популярной нынче Windows 7 поддержка стерео 3D отсутствует начисто.
Впрочем, в последние годы Microsoft не привыкать быть в числе догоняющих, и не только в поддержке стереоскопии. Хотя, надо отдать должное: поддержка онлайнового потокового вещания стерео 3D-видео была решена компанией с помощью технологии Silverlight одной из первых.
Однако как говорится, что с возу упало, того не вырубить топором: выпускать новые платформенные продукты без поддержки стереоскопии нынче уже как-то несерьёзно, так что гибкая поддержка различных способов вывода стерео-3D наконец-то появится в Windows 8 благодаря новым API и DDI для поддержки игр и видео, с драйверами WDDM v1.2.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что это – 100% уже не слухи: Microsoft описала возможности драйверной платформы WDDM v1.2 под Windows 8 в документе “Windows Display Driver Model Enhancements in Windows Developer Preview”, официально опубликованном на сайте компании, так что каждый желающий может скачать его и изучить самостоятельно. Сейчас мы лишь вкратце уточним для себя самое важное относительно стерео 3D.
Напомним, что платформа дисплейных драйверов WDDM (The Windows Display Driver Model) впервые дебютировала в составе Windows Vista, когда пришла на замену платформе XDDM (Windows XP Display Driver Model). Несколько улучшенная версия, WDDM v1.1 – это как раз то самое, с чем мы сейчас работаем под Windows 7. Вариант WDDM v1.2 – дисплейные драйверы для Windows 8, среди прочих улучшений, как раз впервые обеспечат поддержку стерео 3D, хотя и в опциональном виде.
Поддержка стерео 3D, что самоочевидно, будет доступна только для систем, оснащённых полным набором компонентов для этих целей, что в обязательном порядке включает совместимое устройство отображения, совместимую графику, периферию, и, разумеется, программные приложения. Коммуникации между графическим драйвером и дисплеем с подтверждением информации о возможностях монитора берёт на себя стандартизированная структура EDID, и доступность стерео-возможностей активизируется лишь после подключения дисплея к системе.
Установки стереоскопического режима отображения теперь станут неотъемлемой частью настроек Панели Управления дисплея (Display Control Panel):
Состояния режима вывода стерео 3D будут включать три основных состояния:
- Недоступно (Not available), когда система не способна поддерживает стерео 3D на аппаратном уровне
- Доступно (Enabled), когда включена поддержка стереоскопического дисплея и подразумевается состояние “стерео-по-требованию” (Stereo-On-Demand). По умолчанию драйвер будет работать в обычном 2D-режиме, и переключаться в 3D-режим только при запуске соответствующего приложения.
- Отключено (Disabled), когда пользователь желает, чтобы для всех приложений, включая стереоскопические, рабочим режимом всегда был 2D.
Функция поддержки стерео 3D будет гарантированно доступна на “железе” с поддержкой DirectX 10 и выше. Поскольку API класса Direct3D 11 работают с “железом” DirectX 9.x и 10.x, ожидается, что все драйверы WDDM v1.2 будут тестироваться на обязательное соответствие поддержки API Direct3D 11 на всех аппаратных компонентах Windows 8.
Можно только поприветствовать первые шаги Microsoft на пути реализации поддержки стерео 3D в Windows 8 на платформенном уровне, ведь с драйверами WDDM 1.2 вывод игр и фильмов на стереоскопические дисплеи наконец-то будет унифицирован и значительно упрощён. Однако сегодня пока ещё очень рано говорить о том, что из этого получится, тем более о том, как быстро производители компьютерных компонентов и дисплеев смогут отказаться от принятых нынче способов вывода стерео 3D в пользу предложения Microsoft без риска что-то упустить.
Так что считайте эту публикацию первой зарубкой по теме “Стерео 3D и Windows 8”. Мы собираемся внимательно следить за развитием этой ситуации и рассказывать нашим читателям обо всех интересных поворотах сюжета.