Многие видят в 3D будущее киноиндустрии. Однако 3D можно по праву считать историей и прошлым кино. Историей, которая берет свое начало более ста лет назад – с истоков эпохи фильмопроизводства.
Первые “трехмерные” фильмы появились в начале ХХ века. Проследить ход становления, рост и падение популярности 3D-фильмов в рамках одного столетия позволяет детальная инфографика, созданная специалистами компании Sony. Полноразмерная картинка находится здесь.
По словам составителей, в подборку вошли практически все когда-либо снятые 3D-фильмы. Важно отметить, что на “полотне” отображаются не только названия лент, но и технологии отображения 3D для каждого фильма.
Братья Люмьер начали экспериментировать с 3D в начале 1900-х. Все помнят их известную короткометражку «Прибытие поезда» (L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat). Сначала фильм был снят в 2D, а потом его пересняли в трехмерном формате. Из-за отсутствия сопутствующих технологий, фильм демонстрировался на стереоскопе, поэтому его мог смотреть только один человек.
В 1922 году состоялась премьера ленты “Сила любви” (The Power of Love). Этот фильм считается первой полнометражной 3D-картиной (анаглиф).
В 1940-х наблюдался мини-бум трехмерного кино в СССР. Один из первых отечественных трехмерных фильмов “Робинзон Крузо” 1947 года показывали в кинотеатре “Восток” в Москве. Впоследствии в СССР было снято еще несколько 3D-лент.
Начало 1950-х. Не лучшие времена времена в истории развития киноиндустрии. Рост популярности телевидения, которое постепенно начало ограждать публику от походов в кинотеатр. В качестве стимула для привлечения аудитории кинокомпании попробовали использовать 3D.
В 1952 году на экраны выходит первый стереоскопический цветной фильм “Bwana Devil”. Лента была снята Архом Оболером по технологии Natural Vision. Благодаря использованию поляризации, киношникам удалось улучшить показатели цвета картинки по сравнению с анаглифом. Начиная с этого времени, все больше 3D-лент начали снимать с применением поляризационного процесса. Это развеивает популярный миф о том, что 3D-фильмы периода 1950-х – 1960-х годов требовали использования цветных анаглифных очков.
Фильм «Bwana Devil» показывали с помощью двойного проектора. Интересно отметить, что каждый такой проектор мог вместить пленки не более, чем на один час показа. По этой причине в ходе киносеанса приходилось делать антракты. Часто такие антракты делались в самых интересных местах фильма, чтобы зрителю было интересно вернуться на свое место и досмотреть ленту.
Знаковым также стал фильм ужасов “Дом восковых фигур” 1953 года (House of Wax). Фильм стал первым в истории кино, озвученным в стерео. “Дом восковых фигур” позволил актеру Винсенту Прайсу стать звездой фильмов ужасов. Также Прайс получил титул “короля 3D”, так как до этого уже играл главные роли в трехмерных картинах того периода.
Затем последовала целая вереница трехмерных кинолент. Между киношниками развязалась конкурентная борьба, которые с каждым разом старались делать все более “экстремальные” 3D-ленты. Закончилось это жалобами публики на головную боль, и тогдашнее 3D обзавелось плохой репутацией. Желающих смотреть трехмерное кино становилось все меньше, и о 3D начали забывать. Длился очередной кризисный период до 1970-х – 1980-х.
Восьмидесятые годы в истории развития 3D ознаменовались появлением 70-мм стереоформата IMAX. В этом формате широкой аудитории начали демонстрировать документальные ленты. Первая из них – «Переходы» («Transitions»). Первым художественным фильмом в IMAX 3D стала 45-минутная картина о писателе Антуане де Сент-Экзюпери «Крылья Отваги».
К концу ХХ века технологии фильмопроизводства существенно усовершенствовались. Использование киношниками 70-мм пленки стало стандартом. Улучшилось как качество демонстрируемой на экране картинки, так и эффект 3D – иллюзия объема. Помимо совершенствования технических средств, таких как камеры и съемочное оборудование, инженеры сделали прорыв в сфере пост-обрабтки отснятого материала и его демонстрации фильмов.
2000-е. Начало цифровой эры в индустрии кино. Становление формата HD и принятие его как стандарта “качественного” кино. В кинотеатрах начали устанавливать цифровые проекторы. Кинооператоры постепенно отказываются от пленки и полностью переходят на цифровые решения.
Как видим, популярность 3D на протяжении десятилетий то падала, то снова возрастала. На картинке четно видна волнообразная структура тренда. В 1920-х, 1950-х, 1980-х и 2010 годах наблюдался рост интересна к трехмерному формату. За исключением самого последнего “3D-пузыря”, сразу после пикового значения очередной волны наступал спад.
В течение последних нескольких лет наблюдается настоящий бум в мире кино. Растет число выпускаемых кинофильмов. Однако нам остается лишь догадываться, что произойдет завтра и в будущем. Нас ждет очередной спад или, наоборот, популярность кино в 3D продолжит расти? Во всяком случае, “кончины” трехмерного кино в ближайшее время мы наблюдать не будем – на 2011 год запланирован выход примерно 50 кинолент в формате 3D.