Компания Sony известна как один из наиболее последовательных приверженцев идеи продвижения стереоскопии по всем направлениям развития бытовой электроники. Тем не менее, далеко не каждый игровой или развлекательный продукт компании, поступивший в этом году в розницу или только готовящийся к анонсу в 2012 году, будет обладать такой функциональностью.
О причинах такого неравномерного развития технологий сегодня рассуждают все, от любителей новых игрушек до аналитиков маркетинговых компаний, но гораздо более интересно узнать информацию, что называется, из первых рук, от самих создателей новинок.
И они с удовольствием об этом рассказывают. Так, в своём недавнем интервью, Мик Хокинг (Mick Hocking), вице-президент Sony Computer Entertainment Europe, уточнил, что несмотря на всеобщий курс компании на продвижение стерео, добавлять поддержку 3D планируется не абы как, ради маркетинга, но только там, где это действительно может отразиться на геймплее без потери качества.
Именно поэтому новая игровая консоль компании Sony PlayStation Vita не получила поддержку 3D. В частности, на современных автостереоскопических экранах 3D-картинка смотрится хорошо только в случае, если размеры дисплея небольшие, а пользователь для наилучшего эффекта держит голову практчески неподвижно, не отклоняясь более определённого уровня. Для приставки, которая оснащена контроллерами движения и в целом разработана для использования в процессе игры различных движений, наклонов в разные стороны и тряски, сочетание всех этих возможностей со стереоскопией просто невозможно на данном этапе развития дисплейных технологий.
Сейчас продолжаются активные исследования в области разработки автостереоскопических экрано, задача на самом деле сложная и трудоемкая.
Впрочем, и сами геймеры до сих пор считают отказ от 2D слишком смелым шагом. Впрочем, недавний анонс 3D-монитора для консоли PlayStation 3 и скорое начало его продаж должны придать импульс популяризации 3D. Новинка в комплекте с активнозатворными очками и 3D-игрой Motorstorm: Apocalypse будет стоить относительно недорого, порядка $499.
Кроме того, свою роль в росте популярности трехмерных развлечений сыграют Resistance 3, Uncharted 3: Drake’s Deception, Ratchet and Clank: All 4 One, а также коллекции ICO and Shadow of the Colossus и God of War Origins.
Помимо совместимости с 3D, еще одной привлекательной функцией дисплея Sony CECH-ZED1 является поддержка SimulView – технологии воспроизведения двух независимых изображений сразу для двух геймеров. Теперь необязательно играть в мультиплеер в режиме разделенного экрана. Эту функцию можно будет применить в многопользовательских режимах Resistance 3, Uncharted 3 и MLB 11: The Show.
По словам главного гейм-дизайнера студии Insomniac Games Эла Хастингса (Al Hastings), любой стереоскопический контент, будь то игры, фильмы, или что-либо еще, подойдёт далеко не всем. Поэтому важно создавать качественное изображение как в трехмерном, так и в двухмерном формате. В отличии от разработчиков игр для Nintendo 3DS, те, кто работают с PlayStation 3, должны учитывать также интересы тех пользователей, у которых нет совместимого с 3D оборудования.
Пока что разработчики относятся к стереоскопии осторожно, и хотя результаты способны впечатлить, разработка трехмерной игры требует внимательности и последовательности. 3D-формат все еще остается новым и работа с ним требует постоянного исследования и изучения. Именно в процессе внедрения 3D становится ясно, как лучше использовать те или иные возможности формата в разных частях геймплея.
Эван Уэллс (Evan Wells), топ-менеджер студии Naughty Dog, которая занималась разработкой Uncharted 3, считает, что работать над 3D-игрой легче, чем над фильмом, поскольку можно разместить камеру где угодно и создать изображение из ничего, исключительно как плод воображения гейм-дизайнера. К примеру, игры Uncharted и Ratchet and Clank, камеры в которых занимают относительно фиксированные позиции, довольно неплохо смотрятся в 3D. А вот в God of War камера то приближается, то отдаляется от главного героя – Кратоса (Kratos). Это дает игроку возможность оценить глубину картинки, но в то же время, разрушает эффект объема.
Говоря о Ratchet and Clank: All 4 One, при прохождении первых уровней, кажется, что глубина не играет здесь важной роли. Но после того как появляется шанс полетать на воздушном такси по загруженному трафиком пространству, становится понятно, что формат 3D сделал игру интересней и легче в понимании. Другим примером может послужить Super Mario 3DS, в которой стереоформат также станет неотъемлемой частью геймплея, значительно упрощающей восприятие игры.
Несмотря на то, что в God of War: Origins приспособится к плавающей камере достаточно сложнно, гейм-дизайнер из Ready at Dawn Фил Новел (Phil Nowell) утверждает, что есть моменты, когда стерео 3D в игре действительно необходим. После прыжка Кратоса, когда он находится в окружении противников, картинка выступает за пределы экрана. А во время схватки главный герой разбрасывает своих врагов в разные стороны, в том числе и в направлении камеры.
Во время прыжка Дрейка (Drake) в игре Uncharted 3, когда перед глазами геймеров открывается бесконечная пустыня, трехмерность прибавляет ощущение легкого головокружения, свойственного подобным ситуациям в реальной жизни. В игре Resistance 3 3D-режим упрощает прохождение, поскольку помогает более точно оценить масштабы и не позволяет промахнуться при выстреле в противника. Играя в 2D, бывает сложно оценить размеры врага, а в 3D игрок безошибочно ощущает их.
По словам Эвана Уэллса, будущее 3D-игр все еще туманно. Тяжело представить себе ситуацию, в которой абсолютно все геймеры перешли на трехмерные развлечения, поскольку это по нраву не всем. Тем не менее, популярность совместимого со стерео 3D оборудования растёт постоянно.
Каждый гейм-дизайнер ищет свой способ, как лучше всего использовать возможности 3D-технологий в играх. Но остается нерешенным один немаловажный вопрос – сможет ли среднестатистический игрок позволить себе в ближайшем будущем приобрести 3D-оборудование. Впрочем, даже при всеобщей адаптации стерео технологий, разработчикам не стоит целиком ориентироваться на 3D-аудиторию, ведь всегда будут геймеры, предпочитающие игры в двухмерном формате.