Домой Сделай сам! Эксклюзивное тестирование 3D-камкордера Sony HDR-TD20V

Эксклюзивное тестирование 3D-камкордера Sony HDR-TD20V

Прошёл год с момента анонса первого цифрового стерео 3D-камкордера Sony HDR-TD10E для любительской съёмки, и чуть более полугода с начала его продаж. Более чем достаточный временной отрезок на изучение возможностей новинки, так что, надеюсь, у каждого, кто серьёзно интересуется вопросами создания объёмного контента, уже сложилось своё собственное мнение о достоинствах и недостатках этого аппарата.

Тем временем, в рамках выставки Consumer Electronics Show (CES) 2012, что проходила в Лас-Вегасе с 9 по 13 января, компания Sony представила следующее поколение цифровых 3D-камер условно-любительского класса под названием Handycam HDR-TD20V (HDR-TD20VE), спецификации которой и внешний вид можно оценить в нашей публикации CES 2012: флагманский 3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V

Мне посчастливилось побывать на этой выставке, подержать камеру TD20V в руках и даже немножко ею поснимать. Для полноценного тестирования этого, конечно, недостаточно. Тем более что даже в США камера поступит в продажу не ранее марта, и пока в Сети нет даже подробной инструкции. Тем не менее, для предварительного обзора полученной информации более чем достаточно, к тому же есть возможность поделиться материалом, отснятым, как мне сказали на стенде Sony, финальным, практически, розничным образцом камеры.

Но перед этим – небольшое вступление, посвящённое смыслу выпуска новой камеры.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

Вполне было логично ожидать, что инженеры и маркетологи Sony не только поработают над улучшением некоторых характеристик, но также сделают это с учётом мнений и критики пользователей камер первого поколения.

Возможно, так оно и есть, но не стоило ожидать, что претензии к возможностям и эргономике камеры были бы одинаковы у всех пользователей. И перед тем как говорить о возможностях новинки, давайте вкратце вспомним то, за что мы критиковали её предшественницу.

Лично мне, как владельцу камеры TD10E, более-менее регулярно снимающему ей на протяжении последних пяти месяцев преимущественно ради выкладывания результатов на YouYube, больше всего не нравится отсутствие 3D-режима MVC 1080/24p, поскольку конвертировать в удобный для Y3D формат Side-by-Side приходится из единственного доступного для этого чересстрочного формата MVC 1080/50i.

Также существенно не хватает возможности съёмки стереоскопических фотографий в формате MPO, тем более что использование “в полевых условиях” вспомогательных фотоаппаратов класса Sony Alpha или NEX эту проблему решает только частично, ибо 3D-панорама – это не всегда то, что нужно.

Наконец, даже в моей практике уже были случаи работы при весьма сложном освещении, когда весьма уместным было бы использование бленды и светофильтров. Увы, все выше перечисленные вопросы появление новой камеры не сняло. В то же время лично для меня эргономика TD10E кажется почти идеальной, и все претензии к дизайну аппарата сводятся лишь к отсутствию удобного средства для ношения камеры на шее, чтобы освободить руки для фотосъёмки.

Продвинутые любители и профессионалы 3D-съёмки в первую очередь отмечают небольшую 31-мм стереобазу камеры, значительным образом ограничивающую потенциальные возможности применения аппарата без риска потерять глубину картинки. Кроме того, критике также подвергаются небольшие пределы регулировки конвергенции, а также невозможность ручной настройки баланса белого.

Справедливости ради отметим, что почти все выше перечисленные претензии снимаются в случае выбора вдвое более дорогой камеры NX3D1E полупрофессионального класса, выполненной на базе шасси с той же оптической системой, с теми же сенсорами и процессорами BIONZ, но со значительно более серьёзной прошивкой. Или, например, с выбором плечевого 3D-камкордера Sony PMW-TD300, или аппаратов других производителей профессионального класса.

Именно поэтому новая камера TD20V сегодня будет сравниваться именно с предшественницей TD10E, а не с дорогими профессиональными аппаратами и уж тем более не с любительскими спарками, которые при сравнимых ценах и многочисленных плюсах, всё же полностью пасуют в вопросах синхронизации видеоканалов и синхронном зуммировании оптики. Словом, сравниваем сравнимое.


Чтобы сэкономить ваше и своё время, не буду копировать сюда полные характеристики любительских 3D-камер Sony Handycam.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V

Всё это уже было в наших публикациях, так что посмотреть подробности о HDR-TD10E можно здесь, о HDR-TD20V здесь. Здесь же будет уместно разместить таблицу отличий этих камер.

Цифровая стерео 3D-видеокамера HDR-TD20V (TD20VE) HDR-TD10E
Сенсоры Две 1/3,91-дюймовых (4,6 мм)  CMOS-матрицы с тыльной подсветкой Две 1/4-дюймовых (4,5 мм)  CMOS-матрицы с тыльной подсветкой
Размер сенсоров 2 x 5,43 млн пикселей в 3D и 2D 2 x 4,2 млн пикселей в 3D и 2D
Число эффективных пикселей, съёмка видео 3D HD: 2x 3,98 млн (16:9), 2D HD, STD: 5,02 млн (16:9), 3,76 млн. (4:3) 3D HD, 2D HD: 2x 2,65 млн (16:9); STD: 2,65 млн (16:9), 1,99 млн (4:3)
Оптика Две синхронизированные оптические системы класса G Две синхронизированные оптические системы класса G
Стереобаза 21 мм 31 мм
Фокусное расстояние f = 3,2 – 32 мм (3D); f = 3,2 – 32 мм (2D) f = 2,9 – 29 мм (3D); f = 2,9 – 34,8 мм (2D)
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте Видео, 3D: 34,4 – 400,8 мм; 2D: 29,8 – 298 мм (16:9), 36,3 – 363 мм (4:3). Фото: 29,8 – 298 мм (16:9), 36,3 – 363 мм (4:3) Видео, 3D: 34,4 – 344 мм; 2D: 29,8 – 357,6 мм (16:9), 36,5 – 438 мм (4:3). Фото: 29,8 – 357,6 мм (16:9), 27,4 – 328,8 мм (4:3)
Фокусное расстояние в 35-мм экв., Steady Shot 31,7-538 мм (16:9), 35,1-409,7 мм (4:3) 31,2-531 мм (16:9), 38,2-650 мм (4:3)
Дистанция фокусировки, минимум

3D: 30 см (Ш), 3,6 м (Т); 2D: 1 см (Ш), 80 см (Т), 38 см (Теле Макро)

3D: 80 см (Ш), 7,5 м (Т); 2D: 1 см (Ш), 80 см (Т), 25 см (Теле Макро)
Фотосъёмка  Режим видео 2D: 20,4 Мп 16:9 (6016  x 3384); режим фото 2D: 15,3 Мп 4:3 (4512  x 3384)

Режим видео 2D: 4,0 Мп 4:3 (2304 x 1728); режим фото 2D: 7,1 Мп 4:3 (3072 x 2304)

Продолжительность записи (воспр.) на внутренний носитель, 2-канальный звук HD 3D и HD PS: 4 ч. 55 мин.; HD FX: 5 ч. 45 мин.; HD FH: 7 ч. 55 мин.; HD HQ: 13 ч. 55 мин. (10 ч. 35 мин.); HD LP: 24 ч. (19 ч. 45 мин.); STD HQ: 14 ч 25 мин (13 ч. 15 мин) HD 3D и HD PS: 5 ч. 15 мин; HD FX: 6 ч. 15 мин; HD FH: 8 ч. 35 мин; HD HQ: 15 ч. 10 мин. (11 ч. 30 мин); HD LP: 26 ч. 40 мин (21 ч. 45 мин); STD HQ: 15 ч. 55 мин (14 ч. 35 мин)
Запись видео 3D HD: 2 x 1920 x 1080 / 60i (50i); 2D HD: 1920 x 1080/60p (50p), PS, 24p (FX, FH), 60i (50i) (FX,FH), 1440 x 1080/60i (50i) (HQ, LP); STD: 720 x 480/60i (50i) 3D HD: 2 x 1920 x 1080/60i (50i); 2D HD: 1920 x 1080/60p (50p), 24p, 60i (50i) (FX, FH), 1440 x 1080/60i (50i) (HQ, LP); STD: 720 x 480/60i (50i)
Геопозиционирование по GPS с картами NAVTEQ Встроенное Отсутствует
Энегопотребление (при съёмке)

3D HD: 1,8 Вт; HD: 3,5 Вт; SD: 3,3 Вт

3D HD: 5,8 Вт, HD: 3,9 Вт
Габариты

63,5 x 71,5 x 141,5 мм

74 x 86,5 x 148,5 мм
Вес (тушка)

460 г

645 г
ПО в комплекте

PC: PlayMemories Home Lite; PlayMemories Home (загрузка); Music Transfer (загрузка); MAC: Music Transfer (загрузка); PlayMemories Online Uploader (загрузка)

PMB Ver. 5.5 под Windows XP SP3 (32 бит), Vista SP2 (32/64 бит), Windows 7. PMB не поддерживается под Mac OS
Заявленная цена (США)

$1499,99 (начало продаж в США 23 марта 2012)

Цена снизится до $1299,99 (с марта?)

Первое, что бросается в глаза из характеристик: новая модель TD20V стала значительно компактнее и легче, что-то порядка двух третей от предшественницы. В руке лежит как игрушка, но врать не буду, все органы управления стали доступны более удобно не только для моей “медвежьей лапы”, теперь с аппаратом управится даже нежная девичья рука, вздумай она когда-нибудь взяться за стереосъёмку.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

Пользуясь компактностью новинки, сотрудники Sony ради шутки решили потроллить владельцев камер TD10E, и на демонстрационном стенде выставки CES’12 показали вот такую “скорлупку” от “десятки”, в которую без проблем помещается TD20V. Что ж, лично я попался. Было смешно. Пока дело не дошло до исследования реальных возможностей новинки.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

Несмотря на уменьшенные размеры стереоскопической оптики новой камеры, диапазон масштабирования остался прежним: 10-кратный в режиме 3D и 12-кратный в режиме 2D (12-кратный и 17-кратный в расширенных 3D и 2D режимах, соответственно). Физические характеристики новых CMOS-матриц семейства Exmor R отличаются от применённых в “десятке” незначительно. Когда речь идёт о 3D-съёмке, поддерживается классическое разрешение 2 х Full HD (1920×1080).

Увеличенное до 5,43 млн пикселей разрешение сказалось лишь на максимальном размере фотоснимков. Особенно удивило появление режима Dual Sensors, позволяющего снимать обычное “плоское фото” в разрешении до 20,4 Мп. Зачем? На какого потребителя ориентирована эта возможность? Загадка великая сие есть.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V

Критики крупных габаритов TD10E “а-ля кирпич” могут радоваться новой компактной камере, но на практике расплатиться за это пришлось существенным уменьшением стереобазы: 31 мм у TD10E, представлявший лишь половинное расстояние между зрачками среднестатистического человека, у TD20V уменьшено до трети этого расстояния, то есть, до 21 мм.

Платить за уменьшение стереобазы, несмотря на сохранившийся широкий угол 34,4 мм (в 35-мм эквиваленте), приходится значительным снижением шансов получить достаточную глубину стерео.

Напомню, что в случае TD10E (см. скриншот из инструкции камеры) заметного стереоэффекта можно добиться в пределах от 80 см до 6 м при широкоугольном положении оптики и в пределах от 7,5 м до 20 м в положении теле. Практический опыт и вовсе подсказывает, что лучше не обольщаться и рассчитывать на 70-80% от заявленных расстояний. К сожалению, инструкция TD20V пока недоступна, но нетрудно догадаться, что уменьшение стереобазы на треть также значительным образом сократит расстояния, на которых будет заметен стереоэффект.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

И тут, ребята, вам меня не переспорить и не переубедить. Сам (не от хорошей жизни) являюсь поклонником объёмной съёмки на зуме, что при ограниченной стереобазе позволяет хоть как-то передать объём сцены, удалённой по техническим причинам на расстояние более пяти метров (интересная лепнина на домах, сцена с музыкантами, верхушка ёлки напротив Ленинки, etc.). Но сознательная игра с зумом даже на средних планах при изначальной 21-мм стереобазе… помилуйте, это или крайние обстоятельства, или полное невежество.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

Что уж в таких условиях говорить о возможности регулировки конвергенции, автоматической или ручной. Она есть, но при такой крохотной стереобазе возможность сведения оптических осей, на мой взгляд, фактически выглядит если не издевательством, то, по крайней мере, усмешкой. Ну, конечно, кроме тех, кто после покупки “двадцатки” ринется в мир макро, там, возможно, в этом найдётся какой-то смысл.

Факту появления макро могут порадоваться те, кому минимальное расстояние 3D-съёмки у TD10E – 80 см, было велико: с помощью новой TD20V можно снимать с расстояния всего 30 см. В тестовом ролике, представленном ниже, как раз замечательно представлены возможности стереосъёмки “ближнего боя”. К сожалению, это единственный фактор, который я готов признать в качестве художественного плюса новой камеры.

Именно художественного, поскольку технических плюсов у TD20V целый список. Например, встроенный GPS-приёмник – пустой звук для тех, кто ещё не пользовался геопозиционированием, но очень удобная фича для тех, кто уже разбалован наличием соответствующих тэгов в метафайле. К сожалению, в TD10E этой функции не хватает, и в этом –  несомненный плюс новинки.

Значительное снижение ширины камеры не могло не сказаться на позиционировании органов управления: механический переключатель 2D/3D, размещавшийся ранее горизонтально под индикатором режима съёмки, у TD20V преобразился в вертикальный вариант. Разница в эргономике, удобстве? Да в общем-то, ничего  особенного, пользоваться этим переключателем приходится довольно редко, так что особая привычка тут не нужна. Изменённое расположение остальных органов управления камерой, открывающихся под дисплеем, особого упоминания не заслуживает: немножко по-другому, но в целом то же самое.

Следующая удобная фишка – встроенный кабель USB. У “десятки” это всего лишь разъём, скрываемый под задвижкой вместе с разъёмом подключения внешнего питания/зарядки, в “двадцатке” хвостик полноформатного USB позволяет просто выкинуть из головы необходимость постоянного ношения с собой дополнительного кабеля.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

Новинка, в полной аналогии с предшественницей, оснащена таким же 3,5-дюймовым (88 мм по диагонали) автостереоскопическим сенсорным дисплеем Xtra Fine 3D. Официальные источники сообщают, что автоматическая подстройка глубины стерео картинки (AUTO 3D depth adjustment) позволяет наблюдать более натуральную и  естественную 3D-картинку на экране. От себя отмечу, что после определённого количества времени, проведённого в тесном контакте с камерой, просто перестаёшь обращать внимание на сбои “автоматической стереоскопии” дисплея. Всё равно работаешь на глазок, так что картинка на дисплее служит разве что для кадрирования. Хотя, сенсорные функции экрана в условиях ограниченного доступа к урезанным функциям любительского аппарата оказываются весьма полезными.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.

Оценить возможности новой видеокамеры, в частности, её способности к удачной съёмке 3D с небольшого расстояния, можно с помощью расположенного ниже видеоролика, конвертированного для YouTube с помощью Sony Vegas Pro 11. Для любителей собственноручно изучить исходные данные, также даём ссылку на исходный файл AVC/MVC.

3D-камкордер Sony HDR-TD20V.


Обычно, после длительного перекура, мне удаётся разгадать ход мозгов маркетологов, или хотя бы примерно объяснить покупателям смысл идеи, двигающих продвижение новых “фич” в новинках. Длительный перелёт из Хьюстона в Москву позволил абстрагироваться от собственных предпочтений, покрутить новинку, так сказать, в “сферическом вакууме”, в поисках потенциальной потребительской ниши TD20V.

Камера-сопляжница, купленная в отпускное сопровождение? Ё-моё, ну помилуйте мои тапочки, не за полторы же тысячи вечнозелёных!

На замену “десятке”?  При всей моей деликатной воспитанности – нет. Поскольку у “десятки” своих ограничений в объёмной съёмке как у дурака фантиков, а отсутствие GPS при сохранении более широкой стереобазы как-нибудь пережить можно.

Так кому же? Наверно, новичкам, ещё не хлебнувшим горечи разочарования в своих не очень удачных опусах объёмной съёмки, будь то самопальные риги из двух камер или подобного рода моноблоки. К сожалению, новая версия видеокамеры не изменила прежней идеологии Sony в отношении компактных 3D-камкордеров. Даже в исполнении TD20V мы не получим возможности съёмки стереоскопических фотографий; даже стереопанорамы, с некоторых пор доступные владельцам камер Sony Alpha и Sony NEX, по-прежнему недоступны в нынешних прошивках камер TD10E и TD20V.

Увеличение разрешающей способности сенсоров в режиме Dual Sensors до 20,4 Мп вряд ли заинтересует сведущих любителей, набаловавшихся хотя бы одной современной цифровой камерой. Трудно себе представить ситуацию, когда пользователю компактного камкордера с достаточно посредственной для фотокамер оптикой приспичит снимать фото в таком разрешении.

За что же отдавать полторы штуки вечнозелёных? За встроенный 64-Гбайт накопитель. За замечательный оптический стабилизатор SteadyShot, работающий настолько эффективно, что это заслуживает, кстати, отдельной публикации. За 5.1-канальный звук Dolby Digital 5.1 и множество уникальных функций съёмки, включая следящий автофокус, распознавание лиц и временную выборку, доступных, к сожалению, только в 2D. За “горячий башмак”, позволяющий подключать “интеллектуальные” аксессуары вроде внешней подсветки или микрофонов. За GPS-приёмник, наконец.

Минусы новинки уже перечислены выше. Подытожив всё сказанное, можно сказать, что новая камера TD20V, при всех её плюсах, является обновлением, пожалуй, лишь по сравнению с карманной 3D HD-камерой Sony Bloggie MHS-FS3. Но даже против предшественницы TD10E ей противопоставить особо нечего: компактность, меньший вес, лучший режим съёмки макро и… это всё. А уж минусов…

На что бы в заключение хотелось обратить внимание в контексте появления таких новинок. Можно ли в принципе реализовать в формате карманного стереоскопического Palm-камкордера хотя бы 45-мм стереобазу, типичную для полупрофи моделей класса Sony PMW-TD300 или Panasonic HDC-Z10000?

Очень сомневаюсь, иначе камере пришлось бы быть или слишком увесистой, или похожей на какую-то “камбалу” вроде JVC GS-TD1.

Но с другой стороны, очередной отказ Sony любителям 3D-стерео в праве съёмки в единственно доступном в рамках AVCHD 2.0 прогрессивном формате MVC 1080/24p наводит на мысли об очередном разделении рынка, теперь уже рынка съёмки 3D, на достойных прогрессива полу-профи, и недостойных любителей.

И вот это выглядит действительно печально.