10 октября 2013 года на территории России и стран СНГ состоится долгожданная премьера исторической драмы о Великой отечественной войне под названием «Сталинград». Она станет первой российской лентой, которая увидит свет в формате IMAX 3D. Съёмками трёхмерной картины руководил Фёдор Бондарчук, на счету у которого – участие в создании более чем 60 фильмов. Среди его знаковых режиссёрских работ такие киноленты, как «Обитаемый остров» и «9 рота».
История, описанная в 3D-фильме «Сталинград», перенесёт зрителей в 1942 год, во времена Второй мировой войны. После неудавшегося контрнаступления на противника, разведчикам под командованием капитана Громова удаётся перебраться на правый берег Волги и найти убежище в одном из покинутых домов. Теперь им предстоит любой ценой удержать этот дом и не дать противнику захватить его.
Однако разведчики оказываются не единственными жителями в своём новом укрытии: помимо нескольких уцелевших в бою солдат, в доме находится 19-летняя девушка по имени Катя. На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров.
По словам продюсера фильма Александра Роднянского, «Сталинград» расскажет зрителю не только историю сражения, которое изменило ход всей войны. Это также история людей, которые даже в самых невыносимых условиях сохранили в себе человечность и способность искренне любить.
Для написания сценария командой создателей были собраны документальные материалы военных времён и воспоминания очевидцев. По словам Фёдора Бондарчука, всё это в последствии может послужить основой для создания отдельного проекта на военную тематику. Однако «Сталинград» оказался не совсем привычным для нас военным кино. Он не несёт в себе пропаганды или националистических настроений. Это эмоциональный рассказ о людях, оказавшихся в нечеловеческих условиях, выполняющих свой долг и готовых пожертвовать жизнью ради свободы. Именно благодаря этому историю можно считать универсальной – понятной зрителям в разных странах, с другим менталитетом.
Для такого фильма необходимо было создать соответствующую музыку – «универсальную» для зрителей из разных стран, такую, которая будет понятна не только в России, но и за её пределами. Её написанием занимался американский пианист и композитор Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti), который ранее работал над созданием музыки к сериалу «Твин Пикс» (Twin Peaks) Дэвида Линча (David Lynch) и фильму «Пляж» (The Beach) Дэнни Бойла (Danny Boyle). Тем не менее, ещё перед созданием композиций для «Сталинграда» Бадаламенти прослушал множество русских народных и композиторских песен, откуда почерпнул некоторые специфические элементы, которые, тем не менее, не перенасыщают произведение.
Больше информации о создателях трёхмерной киноленты:
- Режиссёр: Фёдор Бондарчук
- Сценарий: Илья Тилькин, Сергей Снежкин (по мотивам глав романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»)
- Оператор: Максим Осадчий R.G.C.
- Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Дмитрий Рудовский
- Исполнительный продюсер и главный редактор: Наталья Горина
- Музыка: Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti)
- 3D-продюсер: Стив Шкляр (Steve Schklair), Рауф Атамалибеков
- Супервайзер визуальных эффектов: Арман Яхин
- Художник-постановщик: Сергей Иванов
- Звукорежиссёр: Ростислав Алимов
- Студии: Non-Stop Production, Art Pictures Studio
- В фильме снимались: Пётр Фёдоров – Громов, Томас Кречманн – Петер Кан, Сергей Бондарчук – Астахов, Мария Смольникова – Катя, Яна Студилина – Маша, Андрей Смоляков – Поляков, Дмитрий Лысенков – Чванов, Алексей Барабаш – Никифоров, Олег Волку – Краснов
Все сражения, которые увидит зритель в кинофильме – это не графика, а настоящие боевые сцены, искусно воссозданные командой специалистов в процессе съёмок. Работа проходила в естественных окружениях, с многочисленной массовкой. Для того, чтобы происходящее на экране выглядело максимально естественно, создателями было максимально ограничено использование компьютерной графики. Атмосфера военных лет была создана благодаря масштабным декорациям, выстроенным на бывшем военном полигоне в поселке Сапёрном под Петербургом.
Ориентируясь на сохранившиеся в архиве кадры военных времен, производственному отделу под руководством художника-постановщика Сергея Иванова удалось воссоздать несколько кварталов Сталинграда со знакомыми зрителям элементами. Это, к примеру, прототип знаменитого фонтана «Детский хоровод» – один из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы после появления снимка последствий авианалёта 23 августа 1942-го года, сделанного фотографом Э.Н. Евзерихиным. Это также модель упавшего самолёта, универмаг, театр, полуразрушенные здания, улицы и площади оккупированного фашистами города. На съёмочной площадке не обошлось и без военной техники: это и танки Т-34, и немецкая самоходная установка Marder («Куница»), и тяжёлый фашистский танк PZ-IV (T-4).
Над созданием военного Сталинграда трудилась команда из 400 специалистов, которые развернули в Сапёрном целую стройку с кранами, бульдозерами, экскаваторами и бурильными машинами. В целом строительство было потрачено около 4 млн. долларов. При этом дом Громова выстроили из пенобетонных блоков, а остальные здания – из металлических конструкций, обшитых фанерой и декорированных гипсом. В строительстве учитывались особенности сюжета: специалисты подбирали достаточно лёгкие материалы, которые без труда можно было разрушить взрывом пиротехнических зарядов. Кроме того, ежедневно приходилось создавать искусственный настил из целлюлозы, имитирующий пепел, покрывающий разрушенный Сталинград.
Дом, который защищают герои киноленты – это не привычная для киносъёмок фанерная декорация – это полноценное здание с квартирами, коридорами, лестницами. Все квартиры в нём разные: согласно задумке создателей, каждая из них обставлена в соответствии с характером проживающих в ней людей.
Помимо села Сапёрное рассматривалось ещё несколько локаций для проведения съёмок. Среди них – Волгоград и Москва, которые по тем или иным соображениям были отвергнуты создателями кинофильма. Одной из основных причин является то, что в отличие от других рассматриваемых площадок, только под Петербургом сохранилось несколько подходящих полуразрушенных зданий со времён Великой отечественной войны, что несколько упростило постройку необходимых декораций. Именно к этим зданиям в последствии пристроили новые, в которых располагались магазин, штаб немцев и дом капитана Громова.
Такой выбор места съёмок, тем не менее, несколько удивил 3D-продюсера кинопроекта, главу компании 3ality Technica Стива Шкляра (Steve Schklair). Дело в том, что большинство боевых сцен по сценарию происходят в тёмное время суток, а на время начала съёмочного процесса световой день в Ленинградской области продолжался 22 часа. Тем не менее, для ночных съёмок создателям пришлось бы задействовать немало дорогостоящей аппаратуры, что в разы увеличило бы бюджет картины. Куда более целесообразным оказалось решение затемнить нужные сцены на этапе постобработки.
Съёмки «Сталинграда» начались осенью 2011 года, однако после месяца работы на съёмочной площадке команда взяла небольшую паузу. Процесс был частично восстановлен зимой, а основной съёмочный период выпал на летние месяцы 2012 года. В целом продолжительность съёмок составила 79 дней.
В основном составе съёмочной группы насчитывалось около 250 человек. Численность массовки составляла порядка 1000 человек, при этом каждый из них утверждался непосредственно режиссёром. Для всех них детально прорабатывались детали костюма, грима и оружия. Для того, чтобы в кадре всё смотрелось гармонично, детали сцены были продуманы до малейших подробностей. Всё, что зрители видят в кадре – будь то автомобили, афиши спектаклей, окурки или обрывки газет – всё соответствует описанной эпохе.
Для того, чтобы сцены в фильме выглядели максимально естественно и реалистично, значительное внимание уделялось и оружию, использованному в битвах. Винтовки и автоматы для фильма изготавливались трех видов – для ношения, съёмок обычных и боевых сцен. Речь здесь идёт не только них: в качестве оружия герои зачастую использовали и саперские лопаты, клинки и штыки, которые в кадре всегда должны были выглядеть убедительно. В эпизодах с рукопашными схватками актёры использовали резиновое или деревянное оружие, чтобы удары не были болезненными для противника.
Значительное внимание во время создания фильма уделялось постановке трюков, которой занимались Сергей Головкин (“Край” Алексея Учителя, военная российско-американская драма “Ленинград”) и Виктор Иванов (московские сцены картины “Превосходство Борна”). Многие каскадеры не просто выполняли трюки на площадке, им также достались определённые роли. Благодаря этому стали возможными съёмки крупным планом многих сцен борьбы. Немаловажной была и работа массовки ввиду специфики работы со стерео 3D-форматом. Поскольку даже элементы второго плана находятся в фокусе, требования к их работе выставляются не менее жёсткие: один неудавшийся трюк со стороны массовки может свести на нет работу целой команды.
Что же касается актёров, исполняющих ключевые роли, для них выставлялись условия хорошей физической подготовки и необходимость постоянных тренировок под руководством ассистентов режиссёра трюковых сцен Александра Самохвалова. Многие трюки они выполняли самостоятельно, не прибегая к помощи каскадёров.
Для того, чтобы работа съёмочной группы была максимально слаженной, наиболее сложные сцены не только репетировались, но и превизуализировались. Тренировки записывались на видео и демонстрировались съёмочной группе, чтобы все её члены понимали трудности и учитывали нюансы предстоящей работы. На этом же этапе супервайзер по компьютерной графике Дмитрий Широков подсказывал, что можно будет добавить в кадр во время постобработки.
Одними из самых сложных сцен оказались эпизоды со взрывами: кроме того, что актеры старались применять все свои акробатические умения во время прыжков от эпицентра взрыва, ради удавшегося кадра им приходилось рисковать собственной безопасностью. К примеру, в одной из сцен герои не прекращают сражение даже после того, как их накрывает огнём и они загораются, как факелы. «Зажигали» каскадёров на протяжении трёх съёмочных дней, при этом в кадре одновременно горело 14 человек. От травм и ожогов каскадёров защищал специальный гель и маски в виде лица.
Во время съёмок «Сталинграда» прозвучало и немало взрывов. Командой пиротехников в составе 16 человек руководил Михаил Марьянов, сотрудничавший с Федором Бондарчуком на проекте “9 рота”. При этом учитывались особенности съёмок в трёхмерном формате: чтобы передать взрыв в полном объёме заряды располагались друг от друга на большем расстоянии, необходимая дистанция также соблюдалась, чтобы не нарушить взрывной волной тонкие настройки зеркальных ригов. При этом необходимого художественного эффекта необходимо было добиться за один дубль, без права на ошибку.
Помимо физических эффектов, создателям «Сталинграда» пришлось прибегнуть и к средствам компьютерной графики. Над визуальными эффектами работали художники студии Main Road|Post под руководством супервайзера по визуальным эффектам картины Армана Яхина. Хотя работа со стерео 3D и оказалась более сложной в сравнении с привычными заданиями, выдвигаемыми перед командой, трёхмерный формат заставляет быть более аккуратным и внимательным к деталям.
В военной драме “Сталинград” более 230 планов с компьютерной графикой. В фильме есть несколько сцен, которые первоначально были воплощены не только в виде раскадровок, но и превизов. Это, к примеру, танковая атака и падение самолета. Художники и аниматоры изначально проработали эпизоды в черновой графике, после чего эти сцены пошли в финальную работу.
Что касается уже упомянутой ранее сцены с горящими красноармейцами, то её не превизуализировали, но основательную компьютерную обработку она всё же прошла. Художники Main Road|Post усилили огонь, смешав настоящее пламя с его цифровой симуляцией. Во время работы над “Сталинградом” огонь стал своего рода визитной карточкой визуализаторов. Для его симуляции в общем использовалось 240 ядер и потребовалась дополнительная память в 100 терабайт, а в просчёте участвовало 30-35 компьютеров художников в ночное время суток. К слову, разработка технологии симуляции огня забрала около трёх месяцев на подготовку.
Исключительно при помощи компьютерной графики создавался эпизод со снарядом, пробивающим стену дома, и со сбитым немецким бомбардировщиком, который пикирует и с грохотом падает на площадь напротив дома Громова. Кроме того, команда аниматоров активно работала над добавлением компьютерных моделей людей для нескольких планов, разрушений, дыма, осколков и пыли во время взрывов. За счет цветокоррекции, они превратили день в ночь.
Человеческие фигуры создавались в трёхмерном редакторе на основании фотографий актёров. В некоторых сценах анимирование производилось по ключевым кадрам, а в некоторых – на основе захвата движения. Последняя была реализована благодаря ПО IPi Soft и технологии Kineсt.
В отличие от многочисленных конвертированных фильмов, «Сталинград», от первого до последнего кадра снимался в 3D. Вместе с оператором Максимом Осадчим на площадке работала команда американских 3D-супервайзеров и стереографов, принимавших участие в съёмках «Нового Человека-Паука» (The Amazing Spider-Man) и «Хоббита» (The Hobbit).
3D в кинофильме – это не просто деталь, позаимствованная из популярных экнешов или приключенческих фильмов. Это важный инструмент, позволяющий максимально приблизить зрителя к происходящему на экране, передать ощущение неизбежной опасности и угрозы.
По мнению режиссёра фильма Фёдора Бондарчука, именно формат IMAX 3D позволяет добиться ощущения подробного, убедительного и объёмного виртуального мира: это ещё один шаг в стремлении стереть границу между экраном и зрителями. Он переносит аудиторию в осаждённый, выжженный Сталинград 1942 года со столь желаемым ощущением реальности происходящего на экране.
Наши предыдущие публикации о 3D-ленте: