Считанные часы остаются до грандиозной премьеры фантастического 3D-блокбастера «Люди в черном 3» в России. Предлагаем нашим читателям подобно агенту Джею совершить виртуальное путешествие в пространстве и времени прямо на съемочную площадку фильма и открыть самые сокровенные тайны «Людей в черном » (ЛВЧ).
С того времени, как «Люди в Черном» последний раз защищали Землю от инопланетной угрозы, прошло десять лет. О третьем фильме ходило множество самых различных слухов. Однако никто не ставил под сомнение тот факт, что третьему фильму суждено быть. «Каждый из нас чувствовал, что новая история созрела, – объясняет Смит. – Мы были готовы увлечь за собой зрителей в мир, который пока не был описан в фильмах франшизы».
Несмотря на то, что в фильме ярко выражена линия развития персонажей, назвать его полноценной драмой, разумеется, нельзя. Одно только сочетание слов «люди в черном» означает, что в фильме будет множество пришельцев, невероятных пушек и шуток. Это сочетание выгодно отличает франшизу от всех фантастических аналогов. Зонненфельд убежден в том, что любая сцена станет поистине смешной, если все к ней будут относиться предельно серьезно. «Даже в комичной ситуации игра актером должна быть убедительной, поэтому я настаивал, чтобы Уилл и Томми не старались казаться смешными, – объясняет парадокс режиссер. – Мне не хотелось, чтобы композитор зацикливался на комедийном жанре, иначе музыка не стала бы таким гармоничным дополнением комедии. Те же требования я выдвигал даже оператору и монтажеру, в противном случае картинка могла оказаться чересчур яркой. Словом, чем реалистичнее была очередная абсурдная ситуация, тем смешнее».
«Инопланетяне получились очень колоритными, с отличным чувством юмора, да к тому же экипированными различными хитроумными гаджетами, – добавляет Смит. – Они отлично вписались в новый мир ЛВЧ».
Вернувшись во времени в 1969 год, агент Джей сталкивается с человеком, который через 25-30 лет станет его напарником – агентом Кеем. Непростую задачу по воссозданию образа изрядно помолодевшего Джонса кинематографисты поручили Джошу Бролину.
Достаточно сравнить фотографии Томми Ли Джонса, которые были сделаны во время его обучения в Гарварде, с кадрами фотопроб Джоша Бролина, которые он проходил для фильма «Харви Милк» (загримированный в стиле 70-х). Удивительно, но они похожи, как две капли воды. Но схожесть не ограничивается внешним видом. Джош должен был сыграть Томми – не скопировать, а предложить свою интерпретацию.
По словам Бролина, дуэт Уилла и Томми давно и по праву стал легендарным. Еще один актер, каким бы он ни был, стал бы третьим колесом в велосипеде. Поэтому пришлось потрудиться, чтобы вписаться в известный тандем.
Борис
Настала очередь кастинга актера на роль главного злодея – Бориса Животного. Кинематографисты слетали в Новую Зеландию только ради того, чтобы предложить роль Джемейну Клементу, который является неотъемлемой частью актерского дуэта телесериала «Летучие Конкорды» на канале НВО. Как признался Зонненфельд, его поразило то, что Борис в его исполнении стал и страшным, и эрудированным, и злым, и смешным, и очаровательным. И все это – в одно и то же время.
Готовясь к роли, Клемент приобрел классический английский акцент (используя лингафонные курсы) и классический злодейский смех. Этот смех описывается в сценарии, как ужасный гортанный звук. Первый же встретившийся пришельцу землянин посмеялся над ним. Борис никогда этого звука не слышал, вероятно, боглодиты вообще не умеют смеяться. Злодей пытался адаптироваться к земным традициям и перенимал все человеческие повадки, какие считал нужным. Беда в том, что смех он перенял несколько некорректно.
В одной из сцен фильма Борис 2012 года встречается с Борисом 1969. Главная сложность состояла в том, чтобы в точности запомнить все реплики сцены. Кроме того, приходилось тщательно высчитывать время – нужно было успевать сказать реплику до того, как включалась запись реплики «другого Бориса».
Майкл Стулбарг сыграл роль Гриффина – нервного инопланетянина, сочувствующего изгоям человеческой расы. Этот герой способен моментально оценить ситуацию с разных точек зрения. Он живет в нескольких параллельных реальностях и все свое свободное время посвящает попыткам выяснить, в какой же именно он находится в данный конкретный момент. Агенты Джей и Кей регулярно пытаются его поймать, но тщетно. Хотя именно Гриффин дает им подсказки, при помощи которых агенты выслеживают его в следующий раз. При этом он всегда опережает их на целый корпус, как нетрудно догадаться.
Гриффин слишком быстро говорит. Иногда настолько быстро, что Джей и Кей не могут уловить смысл сказанного. К любой ситуации, в которой он оказывается, Гриффин относится с нарастающим в геометрической прогрессии любопытством. Скорость речи обусловлена тем, что он живет в нескольких параллельных реальностях и старается запомнить, как оно все сложится в этой реальности, потому что события уже не повторятся.
Немалым приобретением для фильма стала Эмма Томпсон, сыгравшая роль агента О, новую главу агентства «Люди в Черном». Они приняла этот пост после трагической кончины агента Зеда. «Единственное, что напоминает о Зеде – то, что новая глава департамента переняла его раздражительность», – шутит актриса.
Эмма говорит, что ей довольно непросто далась предварительная работа над ролью. «Моя героиня должна была быть абсолютно серьезной, но в то же время смешной, а иногда – чересчур эмоциональной, – говорит Томпсон. – Все эти составляющие сменяли друг друга, как в калейдоскопе. По счастью, я очень часто играла в комедиях. Так что работа над ролью была сложна скорее в техническом смысле, нежели в творческом».
Небольшую, но очень яркую роль получил Билл Хэйдер – он сыграл художника Энди Уорхола, с которым Джей и Кей встречаются в 1969 году.
Съемки
Номинированный на премию «Оскар» 4 раза художник-постановщик Бо Уэлш работал и над первыми двумя фильмами франшизы «Люди в черном».
Действие третьего фильма также происходит в Нью-Йорке, который жители города в переносном смысле называют центром Вселенной. В фильме Нью-Йорк является буквально центром Вселенной, во всяком случае, одной из ключевых точек – здесь сходятся торговые и туристические пути из нескольких галактик.
ЛВЧ может гордиться тем, что успешно функционирует уже на протяжении 40 лет. Офис организации меняется с течением времени, но дислокация конторы остается неизменной. Сначала Уэлш создал офис ЛВЧ 2012 года для первых сцен фильма, а затем, пока основная съемочная группа прервалась на выходные, изменил декорации на офис 1969 года. Команде пришлось внести изменения практически в каждый квадратный сантиметр.
Среди многих других обновлений в штаб-квартире 1969 года появилось несколько обширных комнат. В одной были установлены компьютеры Univac, в другой – нейрализатор ЛВЧ.
Поддерживая общую стилистику фильма, Уэлш утверждает, что никогда не стремился показать антураж исключительно с комедийной точки зрения. Он не пытался воссоздать комичные предметы. Просто так получалось, что выглядели они очень смешно.
Уэлш и реквизитор Даг Харлокер немало поработали над Фабрикой Энди Уорхола. Оказалось, что внутри Фабрики Уорхол большое значение придавал фольге, так что было решено поступить так же. Кроме того, реквизитор создал множество предметов, которые красноречиво говорят о развитии популярной живописи того времени. Тогда даже фуршеты больше напоминали вернисаж, чем шведский стол.
Уэлш и Ралстон работали вместе и над воссозданием Нью-Йорка 1969 года, ведь за эти 40 лет Нью-Йорк изменился до неузнаваемости.
Кинематографисты также отстроили стадион Shea Stadium, который был очень популярен в 1969 году. Харлокер вернул стадиону былое величие.
Инопланетяне
Пришельцы Рика Бейкера стали неотъемлемой частью франшизы «Люди в черном». Для Рика работа над фильмами «Люди в черном» особенно ценна, поскольку он получает возможность творить в различных направлениях. По словам Зонненфельда, стилистика Бейкера отлично вписалась в общую драматическую концепцию фильма, выбранную режиссером. «Придурковатые инопланетяне с тараканами в голове никому не нужны, – говорит Зонненфельд. – Пришельцы должны быть смешными благодаря ненавязчивому юмору, их отношению к тем или иным предметам. Только в этом случае аудитория сможет оценить комичные моменты».
Художник-постановщик Бо Уэлш говорит, что перед тем, как вносить последние коррективы в дизайн интерьеров, он «познакомился» со всеми инопланетянами Бейкера, чтобы убедиться в том, что они гармонично впишутся в различные сцены.
Бейкер предложил, чтобы внешность инопланетян 1969 года также носила оттенок ретро. Вдохновение мэтр черпал в фантастических фильмах 60-х. Для третьего фильма маэстро спецэффектов предложил сделать инопланетян такими, каких мы уже видели ранее. Можно, разве что, их усовершенствовать. Представим, что сценарист того или иного фильма о монстре времен 50-х или 60-х действительно видел чудовище и описал его в сценарии.
Какими должны быть ретро-пришельцы? Возможно, много мозгов и вен. В фильме может появиться инопланетная рыба (очевидно, из какого-то водного мира).
Бейкер приложил руку и к созданию главного пришельца – Бориса Животного, которого играет Джемейн Клемент. Им были разработаны мотоциклетный костюм и очки, которые, как может показаться, глубоко врезались в глазные яблоки пришельца.
«Когда мы впервые встретились с Риком Бейкером, первым его вопросом был: «Замкнутых пространств боишься?», – улыбается Клемент. – За этим последовало много других похожих вопросов. Не знаю, хотел ли он меня напугать, но у него явно получилось. Многие актеры, которые решаются на роль с использованием грима, ограничиваются только одной подобной ролью за всю карьеру. В первый же съемочный день Клемент провел в гримерной восемь часов. Со временем продолжительность нанесения грима удалось сократить до трех-четырех часов.
Гримеры занимались не только инопланетянами и монстрами. Например, мастер по гриму Кристиан Тинсли немного преобразил Джоша Бролина, чтобы он стал еще более походить на Томми Ли Джонса. В частности, изменения претерпел нос актера – его превратили в нос Томми Ли Джонса по слепкам 20-летней давности, которые нашлись в архивах студии.
Бейкер также участвовал в перевоплощении актера Билла Хэйдера в художника Энди Уорхола.
Оружие и машины
Во всех фильмах франшизы «Люди в черном» были представлены крутые тачки», – говорит Зонненфельд. Для третьей части кинематографистам надо было подобрать авто, которое бы отвечало требованиям ЛВЧ в 1969 году. Выбор пал на Ford Galaxy.
Автомобиль выбрали за удивительную красоту. Решено было остановиться на двухдверном варианте. Разумеется, это не единственное средство транспорта, при помощи которого Джей и Кей передвигаются по Нью-Йорку 1969 года. Есть еще и моноциклы – одноколесные машины с «гироскопным» сидением по центру.
Моноциклы стали единственной надеждой дуэта догнать Бориса, который управляет собственным дьявольским авто. По словам Уэлша, моноциклы с одной стороны должны были соответствовать байкерской культуре 1969 года, а с другой – могли бы быть придуманы инопланетянином.
Длина моноциклов – 3 метра, а весили они более 350 кг и могли развивать скорость в 160 км/ч. «Двигатель сочетает в себе и внутреннее сгорание, и реактивные процессы.
Еще одной неотъемлемой составляющей вселенной «Людей в черном» стало множество гаджетов и оружия, используемых агентами в тех или иных ситуациях. Только на этот раз взглядам зрителей предстанут прототипы этих устройств выпуска 1969 года.
Например, в 2012 году нейтрализатор, стирающий память, представлен в обтекаемом сигарообразном корпусе. В 1969 году устройство занимало целую комнату в штаб-квартире «Людей в черном». По форме нейрализатор не изменился, но стал в сотни раз больше. Как это происходит со многими технологиями, со временем нейрализатор уменьшался в размерах, пока не эволюционировал в модель 2012 года. В 69-м он был огромен, но от этого не менее великолепен».
Команда Харлокера собрала агрегат весом в 2,7 тонны, длиной 5,5 метров и шириной 4,2 метра. Единовременно можно было нейрализовать только одного человека. «Все, что касалось 1969 года, мы старались сделать громоздким и аляповатым, – говорит Харлокер. – Мне кажется, это будет выглядеть на экране очень смешно».
Одна из самых смертоносных пушек в фильме принадлежит Борису. В одной из рук Бориса живет его помощник, которого назвали «пронырой». Это ужасное создание плюется заостренными перьями, причем целится обычно в голову жертвы». «Проныра» был создан совместно Ралстоном и Бейкером, идея с перьями принадлежала Бейкеру и была реализована командой Харлокера. Специалисты изготовили и раскрасили в общей сложности 125 перьев, основываясь на набросках Бейкера.
Костюмы
Сложно себе представить «Людей в черном» без ставших классическими костюмов. Кому-то может показаться, что «черные костюмы» – это всего лишь черные костюмы. На самом деле, это не так. Для каждого из ведущих актеров было пошито несколько отдельных костюмов, каждый из которых был предназначен для той или иной сцены. Для Уилла и Джоша было сшито по 25 комплектов каждому. Некоторые рассчитаны на прыжки со страховкой, другие – на трюки, третьи – на выгодные «геройские» кадры».
25 костюмов на каждого героя, кажется, весьма внушительным количеством. Борис же получил куда более обширный гардероб. У него должна была быть своя экипировка буквально для каждого трюка. При этом зрителю не составит труда отличить Бориса из настоящего от Бориса из будущего – преступник 1969 года получил раскрашенную мотоциклетную куртку с бахромой, бандану и стильные очки.
Немало времени костюмеру пришлось потратить на одеяния для актрис. Изначально планировалось одеть Эмму Томпсон, которая играет агента О, в брючный костюм. Но, в конечном итоге, костюмеры сочли преступлением скрывать очаровательные ножки актрисы и заменили брюки юбкой.
Николь Шерзингер досталось амплуа возлюбленной Бориса, которая в начале фильма вытаскивает его из-за решетки. Импульсивную фурию одели в «сексуальную кожу», подчеркивая ее неутомимое либидо.
Актеры
Уилл Смит (агент Джей) сделал карьеру певца и актера, засветившись как на голубом, так и на серебряном экранах. Смит был дважды номинирован на премию «Оскар» – за роль Мохаммеда Али в фильме Майкла Манна «Али» и за роль в биографической драме «В погоне за счастьем».
В настоящий момент актер вместе с сыном Джейденом снимаются в фантастическом фильме М. Найт Шьямалана «После Земли».
Джемейн Клемент (Борис) – музыкант, комик и актер, которому нередко достаются необычные амплуа.
Новозеландец участвовал в записи, съемках и постановках многих театральных спектаклей, радиоинсценировок, телефильмов и полнометражных проектов. Он составил половину актерского дуэта, получившего «Грэмми» за роль в сериале «Летучие конкорды». Клемент также сыграл одну из главных ролей в комедийной мелодраме «Орел против акулы». Сценаристом и режиссером фильма выступил Таика Вайтити.
Эмма Томпсон (агент О) – одна из успешных актрис Голливуда, которой удалось добиться успеха еще и в амплуа сценариста. В 1992 году Томпсон вызвала немалый ажиотаж своей ролью Маргарет Шлегел в киноверсии романа Эдварда Моргана Форстера «Усадьба Хауардс-енд», снятого студией Merchant-Ivory. Актриса получила премии за лучшую женскую роль. Среди наград – BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар», а также премии лос-анджелесского и нью-йоркского обществ кинокритиков. Она была номинирована на «Оскар» и за две последующие работы в кино – роли в фильмах «На исходе дня» и «Во имя отца».
Томми Ли ДЖОНС (агент Кей) – один из самых известных и признанных голливудских актеров, обладатель премии «Оскар».
Сорокалетняя актерская карьера Джонса началась с роли в фильме «История любви». Первый «Оскар» за «лучшую роль второго плана» Джонс получил в 1994 году, сыграв Сэма Джерарда в кассовом хите «Беглец». Эта роль принесла ему и «Золотой глобус» в аналогичной номинации. Тремя годами позже он был номинирован на «Оскар» за роль Клэя Шоу в фильме Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди: выстрелы в Далласе».
Джош Бролин (молодой агент Кей) зарекомендовал себя одним из самых востребованных актеров Голливуда.
В этом году, помимо «Людей в черном 3», Бролин появится в криминальной драме «Охотники на гангстеров». Популярность Бролин приобрел за последние несколько лет. В 2008 году многие по достоинству оценили его роль Дэна Уайта в биопике Гаса Ван Сента “Харви Милк”. Бролин был номинирован на премию гильдии киноактеров и «Оскар», а также получил награды нью-йоркского сообщества кинокритиков и National Board of Review.
Спецэффекты к 3D-фильму
Достижения мастера спецэффектов студии Sony Pictures Imageworks Кена Ралстона были оценены пятью премиями «Оскар». Над спецэффектами к «Людям в черном 3» он работал в паре с Джеем Рэддом, который разрабатывал эффекты для анимационного 3D-фильма студии Imageworks «Дом-монстр».
В 3D-ленте ««Люди в черном»3» зрители увидят множество спецэффектов, включая лунную тюрьму, запуск «Аполлона». По словам Ралстона, сложнее всего было соблюсти уникальную стилистику Зонненфельда, которая просматривается во всех его фильмах.
Ралстон отметил, что у Барри очень четкое мировидение. В его фильмах картинка очень наглядна и исчерпывающа. По этой причине, дизайн спецэффектов должен был быть стилизован соответствующе. Работа художников должна гармонично вписываться в его мир, но в то же время выглядеть убедительно, даже если на экране происходит что-то невероятное.
Яркий пример – прыжок во времени. Чтобы вернуться в 1969 год, агенту Джею придется спрыгнуть с 61-го этажа 77-этажного небоскреба Крайслер-билдинг. Рэдд и Кен забрались на вершину Крайслер-билдинг, чтобы сделать фото для последующей обработки. В реальной жизни тело Джея пролетело бы 61 этаж небоскреба всего за пару секунд. Тем не менее, для поистине зрелищной сцены нужно было увеличить продолжительность падения до 2 минут. Ралстону и Рэдду пришлось не только серьезно поработать с физикой падения, но и продумать технику прохождения сквозь время. Нужно было показать, что агент переместился из нашего времени в период Великой Депрессии и Второй Мировой войны. Необходимо было найти символы той эпохи, которые размещались на здании по мере того, как агент Джей пролетал мимо них. В итоге, в здании из фильма получилось примерно 800 этажей.
Художник-постановщик Бо Уэлш сделал наброски футуристических моноциклов, на которых агенты Джей и Кей преследуют Бориса в 1969 году. Скетчи передали Ралстону и Рэдду, которые создали модели устройств. Для этой сцены мастерам пришлось воссоздать практически весь нью-йоркский район Квинс 60-х годов прошлого века для фонов.
Самым тесным было сотрудничество с командой гримеров под руководством Бейкера. К примеру, Барри мог любого инопланетянина выставить на авансцену для крупного плана. В этом случае брался один из инопланетян Рика и его украшали. К примеру, добавляли анимацию глаз, накладывали тени. У него могли начать двигаться антенны на голове или отрастала пара новых конечностей. Над Борисом-Животным Бейкер и Ралстон изначально работали сообща.
Команды Ралстона и Рэдда также создали несколько цифровых съемочных площадок, начиная с лунной тюрьмы (которая, как оказалось, не достаточно хороша, чтобы удержать Бориса в своих стенах), и заканчивая стадионом Shea Stadium 1969 года.
Самая колоритная площадка появляется в кульминации 3D-фильма, когда Джей и Кей гонятся сразу за двумя Борисами по катакомбам ракетных шахт с носителями, которые должны запустить «Аполлон 11» на Луну. Непросто было воссоздать на компьютере знакомые интерьеры – ведь за стартом корабля в свое время наблюдал весь мир. Нужно было, чтобы съемочная площадка отвечала творческим замыслам режиссера. Рэдд считает, что реалистичность – это замечательно, но реальность иногда может оказаться скучной. 3D-фильмы франшизы «Люди в черном» отличаются на удивление правдоподобными, но при этом абсолютно фантастическими мирами. Художникам нужно было воссоздать стартовую площадку «Аполлона 11», однако в соответствии с требованиями сценария что-то все равно пришлось изменить – количество этажей в башне, количество дыма на старте, удаленность пляжа от ракеты.
Цель команды профессионалов Ралстона – заставить зрителей поверить в то, что два агента и два Бориса дерутся на бегу, не останавливаясь. Вокруг них то и дело вырываются клубы пара, дыма, крутятся какие-то вентили. Будет и несколько выгодных ракурсов на ракету. Для большего драматизма нужно было подобрать правильное освещение. С одной стороны, сцена безраздельно связана с 3D-фильмом. Однако с другой – кажется, будто герои воюют на настоящем космодроме.
Ссылки по теме: