Спустя почти неделю после выхода в прокат 3D-анимации «Храбрая сердцем» (Brave) предлагаем кинофанам освежить память свежей порцией впечатлений. На этот раз своими ощущениями от работы над фильмом поделилась команда кинематографистов, которым пришлось потрудится над воплощением в жизнь этого трехмерного проекта.
«Храбрая сердцем» – это не просто волшебная сказка для всей семьи. Фильм имеет серьезный философский подтекст и затрагивает вопросы о том, что такое судьба, можем ли мы на нее повлиять, и просто ли воспользоваться шансом основательно изменить свою жизнь, если таковой нам представится. Главная героиня не готова смириться с предопределенностью и стремится навстречу волшебным приключениям, переворачивая с ног на голов не только свою судьбу, но и жизнь всего королевства.
Режиссер фильма Марк Эндрюс (Mark Andrews) поделился идеей, которую он открыл для себя благодаря «Храброй сердцем»: «Главная тема фильма состоит в том, чтобы набраться храбрости и изменить что-то в своей жизни. Мерида – очень смелая девушка. Она лазает по скалам, стреляет из лука, воюет с медведем. Однако найти в себе силу и смелость, чтобы разобраться в своих чувствах, куда сложнее».
Продюсер фильма Кэтерин Сарафьян (Katherine Sarafian) считает, что в истории, которая произошла с героями «Храброй сердцем», нет ничего необычного. «Мне кажется, что многие поймут и прочувствуют лейтмотив фильма – и взрослые, и молодые люди, и, конечно же, дети. С одной стороны, тебе нужно выбрать свой жизненный путь, с другой – сохранить верность семье. Каждому из нас рано или поздно приходится пройти по этой тонкой грани. Какой из шагов может привести к падению в пропасть, а какой – нет?»
С ней согласна и режиссер Бренда Чэпман (Brenda Chapman). Она убеждена, что реальные взаимоотношения, изображенные в фильме – это залог его популярности среди зрителей: «Я невольно начала проецировать сюжет сказки на свою жизнь. Любящая мать ни в коем случае не хочет использовать родительский авторитет и влиять на формирующийся характер ребенка, даже такого своевольного, как Мерида. Ну, если только самую малость. В итоге я для себя решила, что это – вовсе даже и не сказка. Фильм «Храбрая Сердцем» скорее похож на эпический приключенческий боевик».
Эндрюс считает, что в фильме также затронуты немаловажные проблемы, касающиеся всех стран и эпох. Это – взаимоотношения родителей и детей, взросление и бунтарство: «Сюжет фильма построен на взаимоотношениях ребенка и родителя. Мать и дочь, отец и сын – не имеет значения. Взрослея, подростки проходят через очень непростой период, эта тема прослеживается на протяжении всего фильма».
Он также рассказал немного о персонажах 3D-фильма: «Жизнь Мериды состоит из стрельбы из лука, верховой езды и, увы, массы свободного времени, которое остается после первых двух увлечений. – Надо сказать, что в стрельбе из лука она добилась поразительных успехов, как и в освоении шотландского бездорожья в седле своего верного коня Ангуса».
Принцессу по праву можно считать достойной наследницей своего отца – короля Фергуса: «Фергус – отважный шотландский воин. Один из тех смельчаков, что носят на спине шкуру убитого ими медведя. Он ведет себя очень громко и полон энтузиазма, почти как я сам. Но при этом, в отличие от меня, он еще и неимоверно крут и бесконечно мудр. Он потерял ногу в схватке с медведем Морду, и готов рассказывать эту историю всем и каждому, вне зависимости от того, слышали они ее раньше или нет».
О супруге Фергуса рассказала Кэтерин Сарафьян: «Королева Элинор – полноправная мать-домохозяйка. Забота о всей семье лежит на ней. Она поддерживает в доме мир и порядок. Со своими королевскими обязанностями она справляется элегантно и достойно, той же участи она хочет и для своей дочери».
Но характеры персонажей – это лишь одна составляющая истории, увиденной зрителями на больших экранах. Команда специалистов упорно работала над тем, чтобы сделать максимально реалистичными и детализированными ландшафты, здания, растения, одежду и прически героев мультфильма.
Серьезным вызовом стало создание костюмов для персонажей. Исполнительный продюсер фильма Джон Лассетер (John Lasseter) объяснил, в чем заключается проблема: «В Шотландии достаточно холодно. Центрального отопления в средневековье не было, поэтому шотландцы были вынуждены одеваться в соответствии с суровым климатом. Даже однослойный элемент одежды, перекинутый через плечо, нарисовать не так просто. Мы же попробовали наложить несколько слоев – один поверх другого. Сложность «пошива» увеличилась в геометрической прогрессии. Сейчас я думаю, что еще никто не делал ничего подобного в анимации».
Кэтерин Сарафьян добавила: «Теперь у одного из героев фильма «Храбрая Сердцем», короля Фергуса, одеяние состоит из восьми слоев: кольчуга, доспехи, несколько слоев килта, пояс, ножны для меча и даже медвежья шкура за плечами. Все это рисовалось на компьютере с учетом того, как будет двигаться герой, и как слои одежды будут взаимодействовать друг с другом. Для этого нам потребовались новые технологии, новое программное обеспечение и огромные усилия со стороны бесконечно талантливых художников».
Осуществить такой технически сложный процесс помогли современные технологии компьютерной анимации. Но это еще не все: создание костюмов состоит из нескольких этапов. В первую очередь это разработка эскиза, который дает подробную характеристику персонажу (социальный статус, характер, увлечения). Дальше – «кройка» и «шитье» на экране компьютера – процесс, во время которого важно проследить, чтобы материалы и одежда выглядели естественно и правдоподобно взаимодействовали. Для того, чтобы все смотрелось натурально, художникам пришлось изучать видеоролики с шотландской национальной одеждой и даже самим примерять ее. Не менее кропотливая работа – над деталями: тканями, текстурами, орнаментами и цветами. Одежда не должна была выглядеть идеально, поэтому специалисты изменили длину и цвет отдельных нитей, местами «сплетали» их туже, а иногда создавали эффект потертости или даже дырки и пятна. Далее следует этап «примерки»: необходимо запрограммировать физический симулятор так, чтобы он распознавал фактуру ткани, а элемент в результате выглядел естественно.
Режиссер Марк Эндрюс так прокомментировал результаты работы команды: «Этот фильм насыщен тактильными ощущениями. Прелесть «Храброй Сердцем» в том, что ты невольно хочешь дотянуться до экрана, и коснуться его рукой. Сам того не ведая, зритель обязательно захочет потрогать все, начиная от килтов и платьев, и заканчивая копной кудряшек на голове Мериды. Так формируется то, что мы называем «теплотой» и «душевностью» фильма».
Кстати, что касается кудряшек. Для специалистов Pixar новой головоломкой стала копна волос на голове главной героини. Такая пышная огненно-рыжая кучерявая прическа требует присутствие объема, воссоздать который при помощи компьютерной графики – задача не из легких.
По словам супервайзера по симуляции Клаудии Чанг (Klaudia Chang), «Любая симуляция основана на простейших законах физики. Изначально мы попросту не задумывались над тем, почему кудряшки двигаются именно так, и никак иначе. Поэтому мы провели серьезное исследование физической модели будущей прически Мериды».
«Один из художников предположил, что завитки двигаются по тому же принципу, что и телефонный провод, скрученный в спираль. Именно телефонный провод стал прототипом завитков Мериды. Команда художников разработала самые различные варианты завитков, среди которых преобладали кудряшки в форме букв «C» и «S». Получилась копна, которая вольготно развевалась, когда героиня поворачивала голову перед камерой. Прическа Мериды обладает гораздо меньшей гравитацией, чем любые другие типы волос».
Несмотря на то, что прическа Мериды не согласовывается с элементарными законами физики, она выглядит пышно и объемно – а это именно то, чего и ожидали создатели мульта. Локоны принцессы – разной длины, завитки отличаются по форме, некоторые – более тугие, некоторые – менее. Все точно так же, как и в реальной жизни, а это, несомненно, идет на пользу сюжета.
В рамках подготовки к созданию 3D-анимации команда Pixar дважды посещала Шотландию. Исследовательская работа помогла группе изучить обычаи и природу этого края и проникнуться местной атмосферой. Некоторое время кинематографисты подбирали локации для будущего мульта, выискивали ракурсы для фона. В связи с погодными условиями цветовая гамма здесь парадоксальная: она одновременно темная и мрачная, яркая и насыщенная.
Режиссер Бренда Чэпман так описывает свои впечатления: «Шотландия – суровая и дикая страна камней, гор, лесов и лощин. Но все же, буквально во всем чувствуется какая-то мягкость. Вообще, ландшафт по характеру напоминает мне Мериду – идеальный (хотя и сложный) симбиоз своенравности и душевности».
Багаж после посещения Шотландии был огромным: тысячи фотографий, часы видео, множество набросков. Изучение местной природы, традиций, архитектуры и кухни не только стало основой для создания неповторимой атмосферы мультфильма, но и внесло некоторые изменения в сценарий фильма.
Нельзя сказать, что воссоздание пейзажей было легкой работой. В Шотландии растут деревья самых различных форм и размеров. Земля устлана ковром из густой травы, мха и лишайника. Ландшафт дополнен острыми скалами, причудливыми валунами, лесными озерами и морским побережьем. Такое разнообразие создает немалый объем работы для художников. После создания общего каталога из разных видов деревьев, камней и пней, они начали формировать многослойные композиции для фона.
Джон Лассетер прокомментировал, в чем, по его мнению, заключается сложность работы над мультом: «Одной из причин, по которой «Храбрую Сердцем» нельзя назвать простым фильмом, заключается в «совершенстве компьютеров». Программы любят все доводить до совершенства, особенно в том, что касается геометрии. При этом все, что относится к древней Шотландии – каждый камень, каждое дерево, каждое строение – несет в себе отпечаток истории. Многие здания там покрыты мхом и пылью, ветер оставил на камнях причудливые узоры, обтесывая их многие сотни лет. Чтобы картинка выглядела правдоподобно, необходимо добиться определенного уровня детализации».
Особое внимание создатели «Храброй сердцем» уделили взаимосвязи природы с героями фильма. Художник-постановщик фильма Стив Пилчер (Steve Pilcher) всегда считал, что фон, декорации и экстерьер – это лучшие актеры второго плана, если ими правильно распорядиться. В этом создателям помог богатый выбор текстур. Питчер считает, что «После просмотра фильма зрителям остаются только воспоминания. Это не книга, не рисунок и не фотография, которую можно почитать или посмотреть в любой момент. Фильм – это лишь набор образов в нашей памяти. Чем четче они отпечатаются в сознании, тем лучше. Если человек выйдет из зала и подумает: «Ух ты! Это была настоящая Шотландия! Никогда ничего подобного не видел», значит, мы справились с поставленной задачей».
Вслед за создателями «Храброй сердцем» своими впечатлениями от работы над 3D-фильмом поделились актеры российской версии озвучки: актриса Елизавета Арзамасова (принцесса Мерида), эстрадный исполнитель Михаил Шуфутинский (король Фергус) и телеведущая Татьяна Веденеева (королева Элионора).
Пожалуй, больше всего острых ощущений испытала именно Елизавета Арзамасова, которой посчастливилось посетить родину своей героини – принцессы Мериды. В рамках пресс-конференции по фильму в Эдинбурге, она училась стрелять из лука, сражаться на мечах и приняла участие в фотоколе с создателями мультфильма. Ниже вы можете просмотреть фотографии, сделанные во время мероприятия:
Нора Тширнер (немецкий голос Мериды), Келли Макдональд (оригинальная озвучка) и Елизавета Арзамасова:
Актрисы с продюсером Джоном Лассетером:
Ссылки по теме: