Итак, началось! В российских кинотеатрах стартовал показ фильма “Новый Человек-паук” (The Amazing Spider-Man), снятого в стереоскопическом 3D-формате. Неделей раньше история о Питере Паркере, вернувшемся на большие экраны в образе человека-паука в новом фильме, пошла в прокате США.
Нам посчастливилось увидеть фильм в конце июня, на премьерном показе ленты для журналистов в рамках турне создателей и актёров по столицам мира, когда в Москву приезжали исполнители главных ролей Эндрю Гарфилд, Эмма Стоун и Рис Иванс, а также режиссер фильма Марк Уэбб, продюсеры Ави Арад и Мэтт Толмак. Спешим поделиться впечатлениями от новой ленты, главное из которых –
“Нового Человека-паука” смотреть непременно в стерео 3D!
Мастерство съёмочных групп, работающих с популярным ныне стереоскопическим форматом, к сожалению, растёт не так быстро как хотелось бы. Вместе с очень удачными 3D-лентами последнего времени до сих пор на экраны выходит достаточное количество фильмов с совершенно неуместным 3D. Но главная проблема, пожалуй, в том, что до сих пор велико количество фильмов, которые ничегошеньки бы не потеряли, появись они только в обычном 2D-формате. И, наоборот, просто злость берёт, когда какой-нибудь новый замечательный фильм, просто обречённый стать новым стереоскопическим хитом по силе сценария, актёрскому составу, декорациям и пр., появляется в скромной плоской версии – то ли в силу ли экономии финансов, то ли по причине неопытности съёмочной и пост-продакшн групп, но сердце кровью обливается в дни таких премьер.
К счастью, фильму “Новый Человек-паук” в этом плане повезло по всем статьям: фильмом занимались такие прославленные мэтры как режиссёр Марк Уэбб, автор сценария Джеймс Вандербилт (по мотивам комикса Стэна Ли и Стива Дитко студии Marvel), продюсеры Лора Зискин, Ави Арад и Мэтт Толмак. Производством фильма занимались Marvel Entertainment и Columbia Pictures, спецэффекты делала компания Sony Pictures Imageworks (постановщик спецэффектов Джером Чен), художником по костюмам был Ким Барретт, композитор – Джеймс Хорнер, а в прокат фильм пошёл с подачи Sony Pictures.
По сюжету, в “Новом Человеке-пауке” потерявший родителей Питер Паркер (Гарфилд) воспитывается дядюшкой Беном (Шин) и тётушкой Мэй (Филд), а в школе ему отведена роль типичного ботана, тайно влюблённого в Гвен Стейси (Стоун). Найдя портфель отца, Питер ищет причины исчезновения родителей и приходит в лабораторию компании Oscorp, где раньше работал его отец. Там он встречается с бывшим коллегой отца доктором Куртом Коннорсом (Иванс), и, кстати, там же стажируется Гвен.
После случайного укуса мутировавшего паука Питер обзаводится своей “суперсилой”. Испугавшись её поначалу, затем он осваивается с плюсами ситуации, позволяющей ему поправить подмоченную репутацию в глазах сверстников и Гвен, а затем начинает играючи помогать горожанам. За что, кстати, получает нелестную репутацию у местной полиции, глава которой по стечению обстоятельств не кто иной как отец Гвен.
Игры заканчиваются после столкновения с Ящером – монстром, в которого по стечению обстоятельств превратился доктор Коннорс. Собственно говоря, на этом и начинается, как говорится, “трэш и угар”.
Всё, на этом спойлер о сюжете фильма заканчивается, не хочется портить вам впечатление от фильма его пересказом. Тем, кто влюблён в комиксы Marvel, собственно говоря, и пересказывать ничего не надо – одна из лучших экранизаций, этим всё сказано! Остальным же советуем посмотреть фильм сразу по нескольким причинам: замечательный сценарий, потрясающая операторская и актёрская работа, превосходные спецэффекты, постоянный динамичный экшн на протяжении всего фильма, отличный уместный юмор, и, конечно же, безупречная стереоскопическая картинка – без преувеличения, одного уровня с 3D-шедеврами Кэмерона и Скорцезе!
По словам создателей фильма, они с самого начала серьёзно отнеслись к вопросу создания объёмной версии фильма. “3D подойдет не каждому фильму, но для «Человека-паука» это самое то”, рассказывает Ави Арад, “это один из способов погружать зрителя в историю. Мы можем показывать мир из глаз Человека-паука. Так волнующие моменты становятся еще интереснее. Но эмоциональные и личные моменты тоже выигрывают от 3D. Мне кажется, делать такой фильм в 3D — самое верное решение”.
По словам режиссёра Марка Уэбба, новая история о Питере Паркере требовала нового визуального подхода: “Я хотел, чтобы фильм выглядел более реалистичным: чтобы и обстановку, и действия, и юмор этого фильма можно было представить на улице возле вашего дома”. Создатели старались использовать как можно больше элементов из реального мира, прибегая к эффектам только в самом крайнем случае.
Как раз эта изюминка – реалистичный мир, мастерски снятый в стерео 3D, завораживает в фильме больше всего. Хотелось бы подчеркнуть, что эффект объёмности происходящего действа не отпускает при просмотре практически ни на минуту. Даже когда по сюжету обычный диалог, даже когда на экране происходят не самые “объёмные” действия вроде перепалки с одноклассниками Паркера или обед в семье Гвен – всё равно, положение каждого объекта в кадре рассчитано до мелочей и выглядит так же естественно, если бы мы стояли рядом.
Что уж там говорить о динамичных сценах! Ряд наиболее впечатляющих объёмом сюжетных сцен – таких как спасение ребёнка из падающего с моста автомобиля, прыжки Питера с крана на кран, битва с Ящером на башне Oscorp, действительно сняты с применением спецэффектов и доведены до идеала с помощью компьютерной графики. Но даже “обычная” каскадёрская работа – например, в сцене, где Питер уделывает своего давнего обидчика с помощью баскетбольного мяча, снята в стерео 3D с потрясающим мастерством, и в обычной “плоской” версии будет смотреться менее зрелищно. Или взять 3D-съёмку ночного Нью-Йорка с борта вертолёта, когда шпиль очередного небоскрёба проскакивает у вас под самым носом и передаёт тем самым весь реализм высоты вашему вестибулярному аппарату… Одно слово – шедевр.
Что интересно, для Эндрю Гарфилда весь этот “реализм” вылился в серьёзную физическую подготовку. Чтобы прийти в форму, Гарфилду пришлось заниматься с известным тренером Армандо Аракорном, работать над силой и ловкостью, регулировать режим питания. Кроме того, Гарфилду пришлось тренироваться под руководством семьи каскадёров Армстронгов, чтобы самостоятельно выполнять некоторые трюки в фильме. Сначала были сняты основные экшн-сцены с каскадерами, затем Гарфилда “внедряли” по мере тренировок. Трюки отрабатывались на тренировочной площадке одного из складов возле студий Sony Pictures. Для этого там были возведены элементы зданий, стен и других декораций из фильма.
Экстерьерные сцены фильма были сняты в декорациях улиц Нью-Йорка, построенных на Universal Studios, однако декорации не передали бы всю атмосферу этого города без фирменных нью-йоркских признаков старости. Для этого на столбы, стены, строительные леса и почтовые ящики наклеили в общей сложности более 2000 постеров, объявлений, афиш и стикеров. Для большего реализма художники добавили жвачку на асфальте и посадили на столбы муляжи голубей. В общем на украшение готовых декораций ушло 4,5 километра ткани, 300 штор и жалюзи, не менее 300 кондиционеров в окна и множество других материалов. Все это нужно было, чтобы украсить почти полторы тысячи голых окон типовых ною-йоркских декораций.
Над витринами магазинов, галереями, киосками и уличными кафе несколько недель трудилась команда из восемнадцати декораторов. На помощь им пришли ведущие американские торговые компании, предоставляя собственные товары для декораций. Среди этих компаний — Starbucks, DKNY, Manolo Blahnik, Design Within Reach, Brioni, Hugo Boss, Sephora, Patagonia, Dean & Deluca, Banana Republic, Tory Burch, а также Bed, Bath & Beyond. Последним пришлось распрощаться со своим товаром после съемки, так как в одной из экшн-сцен именно их магазин разрушается вместе с витринами и товаром.
Помимо улиц Нью-Йорка в фильме встречаются и другие известные места этого города. Одна из ключевых экшн-сцен фильма со спасением ребёнка разворачивается на Уильямсбургском мосту. Частично ее снимали в Falls Lake студии Universal. “Отдел строительства создал для нас полноразмерную девяностометровую часть моста, чтобы мы могли хорошо подготовиться к съемкам с участием Ящера и нескольких машин”, вспоминает оскароносный постановщик спецэффектов Джон Фрейзер, “в этой сцене ящер гонится за одним из персонажей в лимузине по мосту, по дороге расталкивая и сбрасывая встречные машины в Ист Ривер. Тут появляется Человек-паук и пытается спасти людей. Так вот, мы должны были придумать систему, которая позволила выбрасывать машины с моста — для этого мы использовали специальные азотные домкраты на высоком давлении. Это помогло нам легко перевернуть шесть машин, не повреждая при этом остальные машина на мосту”.
Декорации для лабораторий Oscorp построили на тридцатой сцене в студии Sony Pictures. Эта декорация была одной из самых больших из построенных для фильма: она занимала чуть более 13 000 квадратных метров и строилась на протяжении трех месяцев.
Экстерьеры школы снимались в двух настоящих школах в южной части Калифорнии. Интерьеры школы были созданы на базе самой большой сцены Sony — пятнадцатой. В декорации уместилось четыре класса, пять коридоров, туалет, кабинет директора и приемная. Для создания декорации библиотеки, где по сюжету должна была развернуться ожесточенная борьба героев, потребовалась отдельная сцена, а для заполнения полок — чуть более 900 метров фальшь-книг из пенопласта и настоящих обложек.
Одну из экшн-сцен снимали между 130 и 135 улицей по Riverside Drive Нью-Йорка — в том месте, где улица уходит на мост. Как раз под этим мостом, на высоте почти 25 метров над землей, Человек-паук скрывался от полиции, цепляясь паутиной за балки и перекладины моста. Энди Армстронг: “Мы сконструировали подвижное крепление, которое должно было поддерживать Человека-паука по мере его продвижения под мостом. По сути это был огромный робот-кукловод. Мы могли прицепить к нему Питера Паркера и перемещать его под мостом с любой скоростью и на любой доступной высоте. Так мы добились этих огромных прыжков и полетов”.
При выборе ткани для костюма Человека-паука искали лёгкие, спортивные материалы, которые должны были вдохновить Питера Паркера на создание собственного костюма. Создатели ленты также помнили, что фильм будет снят в 3D, поэтому искали способы по-особому раскрыть фактуру костюма в трехмерном изображении. “Мы нашли решение: наносить на ткань костюма полутени. На экране это давало нам дополнительную плотность и глубину”, делится секретом Ким Баррет.
Линзы для маски Человека-паука разработала технологическая компания, создающая линзы для солнцезащитных очков NASA и армии США. На них нанесено специальное покрытие, снижающее отражение, а также встроены синие оптические линзы с золотой шестиугольной сеточкой сверху.
Свои сетемёты Питер Паркер создает в подвале дома дядюшки Бена. Когда Ким Баррет придумывала их, её в первую очередь вдохновили широкие кожаные ремешки для часов, на которых была специальная пластиковая крышечка для защиты циферблата.
Постановщик спецэфекков Джером Чен и его люди работали над созданием компьютерной модели Ящера и по совместительству самого сложно персонажа за историю Imageworks. “Он образцовый злодей комиксов”, рассказывает Чен, “и у нас была масса идей и вариантов. Мы начали с изумительной скульптуры, которую для нас изготовили ребята из студии Legacy. Наш Ящер был высотой почти три метра, сильный, мускулистый, с длинным мощным хвостом. Лицо похоже на человеческое, чтобы сохранить связь с персонажем доктора Коннорса в исполнении Риса Иванса”.
Чтобы оживать Ящера, в Imageworks разработали новую технологию анимации и рендеринга. Стояла трудная задача передать сложную пластику существа, его масштаб, фактуру кожи и движения мышц под ней. Люди Джерома Чена потратили несколько месяцев на изучение ящериц как по видеозаписям, так и вживую — в зоопарках и зоомагазинах.
Отделу видеоэффектов тоже предстояло решить непростую задачу: увязать персонажа с окружающим миром, чтобы он вписался в окружение и был органичной частью среды. Создатели фильма работали с Ивансом, чтобы собрать вспомогательный материал для аниматоров. Видеоматериалы с Рисом Ивансом помогли аниматорам Imageworks воссоздать движения ящера с учетом мельчайших нюансов мимики. Но так как Ящер все-таки главный злодей этого фильма, во многих моментах он проявляет себя масштабно и грубо. У аниматоров ушло много недель на разработку движений Ящера при его размере, силе и строении тела. В результате для создания этого персонажа на экране они придумали несколько оригинальных техник.
Одна из таких техник — использовать каскадера, одетого во все черное (чтобы потом убрать его из кадра). Он служил опорной точкой для аниматоров во время съемок важных экшн-сцен. Для этого каскадер по-настоящему боролся с Гарфилдом, а потом его убирали из кадра, вставляя на его место компьютерную модель Ящера. Джером Чен также руководил работой людей из Pixomondo, перед которыми стояла задача сделать персонажа Риса Иванса одноруким. Закрасить руку легко, сложно правильно проработать все мелкие детали. Именно отсутствие руки толкает его на большие, опасные, страшные поступки. Поэтому он изобретает сыворотку, и поэтому он продолжает принимать ее — даже когда понимает, что он теряет самого себя.
Помимо создания компьютерных моделей персонажей, Imageworks нужно было создать мрачную картину города, на фоне которого разворачивается действие. В фильме используется две полностью компьютерные локации: первое — длинный кусок Шестой авеню, которая упирается в башню компании, второе — крыша этой башни. Компьютерное пространство Шестой авеню было проработано до мелочей. В нем задействованы сотни пешеходов и машин, порядка дюжины сложнейших зданий с проработанными интерьерами. В некоторых комнатах можно даже заметить включенные телевизоры.
Решающая схватка разворачивается на крыше здания, и эта сцена стала одной из самых технически сложных во всем фильме. Для ее съемок потребовалось долго создавать предварительные изображения, с опорой на которые режиссер Марк Уэбб детально прорабатывал хореографию боя и положения виртуальных камер. После этого сцену передали на финальную обработку и композитинг. В итоге десятки полностью компьютерных кадров мастерски перемежаются съемками Эндрю Гарфилда и Дэниса Лири, создавая захватывающую и незабываемую сцену.
Наконец, ещё раз про 3D: “Мы хотели, чтобы люди ощутили себя на месте Питера Паркера и Человека-паука. Чтобы они прочувствовали, каково это. И мы не знаем лучшего способа добиться такого эффекта, чем использовать 3D”, отмечает Марк Уэбб, “это идеальный способ убедительно погрузить человека в обстановку, как будто он сам пролетает мимо манхэттенских высоток”.
Марк Уэбб вывел для себя правило «СВГ» — “Скорость, вращение, громкость” оно легло в основу его подхода: “Мне казалось, что фильм о Человеке-пауке был идеальным местом, чтобы позволить зрителю полетать вместе с персонажем. Мне нравится снимать от первого лица, и когда пытаешься поставить зрителя в такие неожиданные обстоятельства, именно 3D дает возможность ощутить скорость, с которой Человек-паук пролетает над улицами”.
Об актёрах
Эндрю Гарфилд (Andrew Garfield – Питер Паркер, Человек-паук) за работу в фильме “Социальная сеть” удостоен премии BAFTA и номинирован на “Золотой Глобус”, сейчас дебютирует на Бродвее в возрожденной Майком Николсом пьесе Артура Миллера “Смерть коммивояжер” (роль Биффа, сына-неудачника Вилли Ломана).
Среди работа Гарфилда можно выделить роли в фильмах “Не отпускай меня”, “Воображариум доктора Парнаса”, “Я здесь”, “Львы для ягнят”, “Мальчик А” и др.
Эмма Стоун (Emma Stone – Гвен Стейси) недавно снялась в фильме “Охотники на гангстеров”, а также согласилась стать продюсером фильма компании GK Films “Беленький Корвет” (Little White Corvette). Один из недавних фильмов Эммы Стоун “Прислуга” студии DreamWorks собрал более $200 млн долларов и был номинирован на “Оскар”, “Золотой глобус”, премию Американской гильдии киноактеров, Critic’s Choice, Producer’s Guild of America, National Board Revier, БАФТА и AFI. В прошлом году Эмма Стоун была тепло принята критиками и получила номинацию на премию “Золотой глобус” за роль в комедии “Отличница легкого поведения”, удостоенного премии Broadcast Film Critic Association Award. Кроме того, Эмму Стоун можно увидеть в таких фильмах как “Эта дурацкая любовь”, “Секс по дружбе”, “Бумажный человек”, “Мармадюк”, “Добро пожаловать в Зомбиленд”, и “Призраки бывших подружек”.
Рис Иванс (Rhys Ifans – Доктор Коннорс, Ящер) — талантливый актёр, известный ролями в фильмах “Немножко женаты”, “Ноттинг Хилл”, “Аноним”, “Игры страсти”, “Гарри Поттер и Дары Смерти”, “Гринберг”, “Рок-волна”, “Золотой век”, “Ганнибал: Восхождение”, “Однажды в Средней Англии” и др. Сейчас Иванс снимается в ленте “Серена” режиссера Сюзанны Бир о временах Великой Депрессии (премьера в 2013 году) и в сериале канала HBO “Поправки”.
Несколько фото- и видеофактов о пребывании актёров и съёмочной группы в Москве:
Фотокол звёзд “Нового Человек-Паука” в Москве
Пресс-конференция “Нового Человек-Паука” в Москве
Видео с премьеры “Нового Человека-Паука” в Москве
Итак, с 5 июля фильм “Новый Человек-паук” (The Amazing Spider-Man) уже в российских кинотеатрах, и мы от души рекомендуем смотреть его именно в стереоскопическом варианте, не пожалеете. Стерео версия ленты – это именно тот случай, когда от фильма в стиле сказки для взрослых можно получить максимум удовольствия.