Поделиться

На фоне ряда аналитических сообщений последних месяцев о более чем скромных темпах адаптации стереоскопических технологий домашними пользователями, свежий прогноз развития отрасли, опубликованный на днях международной организацией The International 3D Society and 3D@Home, звучит весьма и весьма оптимистично. Отметим сразу, что эта новая организация, возникшая несколько месяцев назад после слияния двух ассоциаций, The International 3D Society и 3D@Home, отныне представляет стерео 3D-индустрию практически во всём спектре – от киностудий, телекомпаний и поставщиков профессиональной теле и кинотехники до производителей бытовой электроники и пользовательского контента.

Прогноз развития отрасли как раз затрагивает все ключевые сегменты мировой 3D-индустрии, включая создание новых кинотеатров, инфраструктуры и выпуск новых фильмов; развитие 3DTV, игрового, развлекательного и рекламного контена; 3D в образовании, на мобильных устройствах и во всём спектре профессиональных приложений.

Прежде всего, предполагается, что именно развитие стерео 3D-технологий станет одним из наиболее прибыльных направлений в развивающейся отрасли цифровых технологий и искусства. Так, желание зрителей оказаться “в первых рядах” наиболее зрелищных событий позволяет возлагать серьёзные ожидания от 3D-вещания с зимней Олимпиады 2014 года в Сочи.

Согласно прогнозу, более сорока крупных 3D-событий ожидает нас в 2013 году. В индустрии кино совсем скоро ожидаются многообещающие стереоскопические премьеры “Хоббита”, “Великого Гэтсби”, “Парка Юрского периода” и другие. Следует ожидать, что из десяти наиболее кассовых фильмов как минимум восемь будут или 3D-премьерами, или 3D-конвертациями культовой классики. Прокатная инфраструктура, в скором времени обещающая превысить отметку в 35 тысяч 3D-кинотеатров во всём мире, позволяет говорить об этом с большой уверенностью. Ключевой прирост в этой области ожидается в Китае, России и странах Латинской Америки.

Ожидания мощного развития 3D-телевидения основаны на ряде независимых исследований рынка. Так, по данным ассоциации производителей электроники (The Consumer Electronics Association, CEA), продажи 3D-телевизоров в США в 2012 году составят порядка 5,5 млн единиц, что более чем в два раза превышает показатель 2011 года (2,7 млн 3D-телевизоров). Аналитики CEA также предсказывают продажи 2013 года в США на уровне 8,7 млн стерео телевизоров, а к 2016 году ожидается, что рынок только в Соединённых Штатах превысит 60 млн. Прогнозы NPD Group гласят, что к 2019 году во всём мире будет продано более 200 млн стерео телевизоров, при этом новые технологии, такие как 4K и “умное телевидение”, по мнению специалистов, лишь усилят интерес зрителей к 3D.

Вне зависимости от диагонали дисплея, все исследователи рынка единогласны в одном: рост популярности 3D-рынка возможен лишь при наличии высококачественного 3D-контента. Ожидается, что в 2013 году список голливудских режиссёров, умеющих снимать качественное стерео 3D (Баз Лурман, Питер Джексон, Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Энг Ли, Мартин Скорцезе, Джордж Лукас) будет увеличиваться. В настоящее время порядка 40 вещательных сетей во всём мире серьёзно работают над изготовлением собственного 3D-контента, и ещё десяток откроется в ближайшее время в Китае. Грядущее появление массовых 4K 3D-телевизоров с высоким качеством изображения будет только способствовать популярности таких передач. В США уже два года достаточно успешно действует канал 3net, совместное предприятие Discovery, Sony и IMAX с самой большой коллекцией познавательных материалов в формате 3D,  а также сеть ESPN 3D с круглосуточным вещанием и насыщенным спортивным контентом. Мониторинг, проведённый нью-йоркской компанией Seidmon & Associates по заказу 3D Society выявил, что наибольший интерес зрители проявляют к стерео контенту в форме фильмов, игр, передач о спорте, природе и путешествиях.

Многочисленные кабельные каналы, такие как Comcast, Time Warner, DirecTV, Verizon Fios, Bright House, CableVision, Google Fiber и другие, сегодня достаточно успешно предоставляют услугу 3D-видео по запросу. Зарождается рынок 3D-рекламы, где наиболее активны компании General Motors (GM), AT&T, BMW, Coca-Cola, Sony, Mars, Best Buy, голливудские студии.

В настоящее время потребителям доступно более 200 наименований дисков Blu-ray 3D, в число которых входит самый разнообразный контент, от блокбастеров до обучающих документальных записей. Кроме 3D-телевизоров, объёмный контент набирает популярность на таких устройствах как ноутбуки, гаджеты, игровые консоли. Так, только в одних США с июля продано более 5 млн игр для Nintendo 3DS. Онлайновый сервис YouTube3D сегодня предлагает более 20 тысяч стерео видеороликов. Даже марсианский вездеход NASA Curiosity оснащён двумя стерео 3D-камерами.

Продолжается процесс внедрения 3D-технологий в процесс школьного обучения. Обучающий стерео контент сегодня выпускается для таких дисциплин как математика, биология, химия и география. Согласно публикациям Американской ассоциации оптометристов (American Optometric Association), 3D может успешно использоваться в качестве инструмента для ранней диагностики и своевременной коррекции зрения в случае заболевания амбиопией (“ленивый глаз”) и некоторых других случаях.

В заключение доклада подчёркивается, что 3D технологии набрали достаточно высокую популярность за весьма короткий срок из доступности потребителям, так что дальше следует ожидать дальнейшего и более широкого их внедрения во все области нашей жизни – от медицины до оборонной промышленности, от обучения до развлечений.


Поддерживая позитивный настрой доклада и принимая в целом его основные направления, мы в Total3D, в свою очередь, оставляем за собой право несколько более скептично относится к радужным оценкам ближайшего будущего 3D-технологий. Так, хотелось бы напомнить, что, например, не каждый купленный 3D-телевизор обязательно смотрят в стерео режиме – просто телевизоров с полным набором смарт-функций и без 3D нынче не выпускают. Также хотелось бы обратить внимание на некоторый наш скептицизм в области высоких темпов развития стерео технологий на этапе развития потребительской техники преимущественно с очками: настоящий рывок, как нам кажется, будет года через два или три, когда появятся массовые и доступный устройства с автостереоскопическими дисплеями.

В одном мы с авторами доклада сходимся полностью: будущее стереоскопии не за горами, и оно неминуемо. Те, кто сегодня учатся производить стереоскопический 3D-контент, совсем скоро будут пожинать очень богатый урожай, факт.