Поделиться

До недавнего времени все надеваемые на голову дисплеи (HMD (Head-Mounted Display) − шлемы ли, очки, кому как больше нравится называть, обеспечивали при просмотре, главным образом, стереоскопическую 3D-картинку. Если не считать совсем уж экзотических проектов, использование таких дисплеев сводилось, в основном, к просмотру различных стереоскопических фильмов, клипов и роликов, а также к возможности максимального погружения в 3D-игру.

Буквально каких-то несколько лет назад ситуация с очками-шлемами начала резко меняться. Сначала заговорили о виртуальной реальности (Virtual Reality, VR), и самым её примелькавшимся символом вдруг стал шлем Oculus Rift. Затем, когда накатила волна интереса к добавленной реальности (Augmented Virtuality, AV), шуму наделал проект Google Glass, ныне свёрнутый коммерчески, но по-прежнему развивающийся в лаборатории. Наконец, совсем уж недавно заговорили о видео с 360-градусным обзором, а затем и вовсе о такой экзотике как добавленная виртуальность (Augmented Virtuality, AV), толкового определения которой до сих пор никто не придумал. И вдобавок ко всему этому разнообразию грядёт изрядное число различных сенсоров, датчиков и контроллеров, разработанных для навигации по всей этой виртуальности и/или для усиления эффекта погружения через различные органы чувств.

В недавней статье Персональные 3D AR/VR-устройства: кто есть кто. Лето-2015 я попробовал всё это классифицировать и разложить по полочкам многообразие 3D AR/VR техники с более-менее чёткими определениями каждому классу гаджетов. Сегодня мы попробуем выяснить разницу между двумя наиболее интересными видами развлекательного контента для такой техники – VR-приложениями и роликами с 360-градусным обзором, а заодно выяснить, какие 3D-шлемы/очки будут уместны для этих целей, какие из них уже доступны и каких ещё придётся подождать.

1. 360-видео против VR: откуда берётся картинка

Технически снять видеоролик с 360-градусным обзором очень просто, для этого нужна всего лишь видеокамера, точнее, комплекс из нескольких видеокамер с круговым обзором по горизонтали и максимально возможным обзором по вертикали. Дальше всё как обычно: камера-мотор-стоп-снято! Монтируем клип, выкладываем на YouTube #360Video.

Виртуальная реальность, в свою очередь − это полностью цифровой мир, цифровое объёмное окружение, которое может имитировать как реальность, так с таким же успехом и нереальность.

vr360-1

Впрочем, даже в этом простом различии есть исключение: если вы “установите” в цифровом VR-мире виртуальную же камеру с 360-градусным обзором, и затем запишите, например, геймплей, то  речь опять будет идти о 360-видеоролике, хоть он и снимался в виртуальном окружении.

2. 360-видео против VR: траектория или свободное падение

Просматривая даже самое простое 360-видео, зритель имеет возможность крутить головой и видеть то, что происходит сверху-снизу или по сторонам.

В свою очередь, при погружении в цифровой виртуальный мир, пользователь VR-шлема имеет возможность выбора: направления движения, взаимодействия с окружающей средой и/или виртуальными персонажами и так далее.

vr360-2

3. 360-видео против VR: Бесконечная история VS Конец фильма

360-градусный ролик ограничен сюжетом и временной линией, снятой оператором камеры. Понравилось, хочется ещё? Можно проиграть ролик ещё раз или подождать следующей серии.

В виртуальном мире, как в шутере от первого лица, можно бродить бесконечно. Надоело? Айда на следующий уровень.

4. 360-видео против VR:  “И там пропасть на дне колодца, как в Бермудах – навсегда”

Что бы ни происходило перед глазами при просмотре 360-градусного видеоролика, зритель при этом продолжает оставаться зрителем, как в обычном кинотеатре, разве что с возможностью крутить головой в любых направлениях и видеть при этом дополнительные подробности.

Путешествуя в виртуальном мире, оставаться на месте совсем необязательно. Можно перемещаться физически − по крайней мере, до тех пор, пока не наткнёшься на реальную стену, или пока хватит кабеля, если VR-шлем не мобильный, а “привязанный” к настольному ПК.

5. 360-видео против VR:  эконом-класс против пока-непонятно-чего

Какие нужны затраты, чтобы прямо сейчас посмотреть видеоролик с 360-градусным обзором? Всё очень просто: подходящий смартфон у вас, скорее всего, уже есть, устройство вроде Google Cardboard сейчас можно приобрести за совсем небольшие деньги в день заказа или за считанные дни, например, здесь.  Доступных для просмотра 360-градусных роликов уже тысячи и постоянно увеличивается,  при этом, среди роликов уже попадаются настоящие фильмы.

vr360-3

С VR-реальностью, стоящей упоминания, пока что главным образом, туго. Большинство даже громких VR-проектов с мощным финансированием и чёткой коммерческой целью, вроде Oculus Rift,  SteamVR (HTC Vive) или Sony Morpheus, всё ещё в стадии разработки, и в продаже всё это добро ожидается в лучшем случае в ближайшие полгода, и то не всё. Несмотря на мощную подготовительную работу многих софтверных компаний, в том числе, российских, с разнообразием виртуальных миров поначалу тоже будет не очень. Не говоря уж о цене в первые несколько лет и, пожалуй, самом болезненном вопросе: совместимости VR-контента для разных VR-платформ.

Итого:  Что делать сейчас?

Пока что VR-шлемы и VR-очки для полноценной цифровой виртуальной реальности демонстрируются, в основном, в качестве образцов на различных выставках, а владельцы комплектов для разработчиков, тем временем, продолжают создавать и совершенствовать новые виртуальные миры. Пройдёт какое-то время до появления первых VR-гаджетов в рознице, и затем ещё какое-то время понадобится для того, чтобы цены на них начали дружить со здравым смыслом.

Зато прямо сейчас можно взять Google Cardboard или что-то с более удобное с тем же принципом работы, вставить в него свой любимый смартфон, и уже сегодня наслаждаться стереоскопическими 3D-фильмами, клипами, мультиками и роликами, плюс,  при желании, периодически “заныривать” в стремительно расширяющийся мир 360° видео. Кроме всего прочего, это ещё и недорого.

Ссылки по теме: