Поделиться

Бурный рост популярности стереоскопического кино в последние пару лет привёл к значительному расширению сетей 3D-кинотеатров по всему миру, и, как и ожидалось, росту спроса на бытовую 3D-технику. И всё бы ничего, если бы не существенный недостаток контента, особенно на первых порах: людям попросту нечего было смотреть в перерывах между “шедеврами”, появляющимися не каждую неделю и порой далеко не каждый месяц.

Вот так и началось тёмное время стереоскопических халтур. Каждый, кто смог позволить себе покупку или аренду оборудования для съёмки 3D, или даже попросту рабочей станции для придания объёма обычной киноленте способом 2D/3D-конвертирования, мог возомнить себя великим стереохудожником и гнать на рынок всякую ерунду. Тем более что изголодавшись по 3D-новинкам, “пипл хавал всё”.

Или почти всё. Охи и ахи восторга от стерео-картинки, сопровождавшие первые релизы, вдруг окрасились достаточно злобной критикой. Выяснилось, что многие зрители просто не в состоянии досмотреть до конца некоторые стереофильмы: от обильных и непродуманных 3D-спецэффектов сильно устают глаза или просто кружится голова. И ладно бы только это: откровенную зевоту вызывали даже 2D-версии некоторых фильмов, что уж там говорить о стерео-сеансах, билеты на которые существенно дороже!

 

Голливуд против 3D-халтурщиков: советы начинающим - Катценберг, Кэмерон, Спилберг

 

Первым забил тревогу сам Голливуд. Так, Джеффри Катценберг (Jeffrey Katzenberg), известный кинопродюсер и генеральный директо легендарной студии DreamWorks Animation, в многочисленных интервью не раз говорил, что единственная причина неудач трехмерных фильмов кроетсяв низком качестве их производства, и, как следствие, из-за некоторых неудачных лент у зрительской аудитории может даже возникнуть стойкое недоверие к 3D-индустрии в целом. Единственный выход для голливудских киностудий, по его мнению, выход  на действительно высокий уровень качества 3D-съемок.

Следующими, кто обвинил Голливуд в халтурном подходе к созданию объёмных фильмов, были производители бытовой техники, кровно заинтересованные в сбыте своей стерео 3D-продукции и уже вложившие в этот бизнес немалые деньги. Так, этим летом Эндрю Денхэм (Andrew Denham), менеджер по маркетингу Panasonic, напрямую заявлял, что ряд голливудских бюджетных 3D-поделок с дешевыми трюками просто подрывают 3D-бизнес, хотя при правильном подходе проекты могут и должны приносить хорошую выручку и создателям кинолент, и всей сопутствующей индустрии.

За примерами неудачных 3D-кинопроектов далеко ходить не надо: “Шаг вперёд 3D” (Step Up 3D), “Кошки и Собаки: месть Китти Галор” (Cats & Dogs: The Revenge of Kitty Galore), «Тор» (Thor) и ряд других сразу же провалились в прокате из-за слишком поверхностного подхода к созданию 3D (а может даже и из-за спешки и жадности) их создателей. Именно волна неудачных 3D-лент привела в США этим летом к значительному спаду интереса зрителей к трехмерным технологиям, и даже повлияла на кассовые сборы 3D-версий таких удачных лент как «Пираты Карибского моря: На странных берегах» («Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides»), «Кунг-фу Панда 2» («Kung Fu Panda 2»), «Зеленый Фонарь» («Green Lantern»), зритель поспросту в среднем в 60% случаев проголосовал кошельком за 2D-версии этих фильмов.

 

Голливуд против 3D-халтурщиков: советы начинающим

 

Итак, время зрителя, голодного до любого 3D, давно прошло. По мнению известного аниматора Яссера Хамеда (Yasser Hamed), люди больше не ходят в кино только ради спецэффектов, они хотят насладиться для развитием сюжетной линии, получить массу впечатлений от картины, погрузится в нее целиком. 3D-эффекты – это всего лишь один из инструментов художественного выражения, не более.

 

Яссер Хаммед о 3D-фильмах

 

Мы уже акцентировали внимание на том, что Джеймс Кэмерон (James Cameron), режиссер самой кассовой 3D-ленты «Аватар» (цена проекта 7 млн, мировой прокат ,7 млрд), не раз заявлял о необходимости халтурщиков взять курс на усовершенствование технологий. Именно для этого создатель образа Терминатора вывел десять правил для съемки хорошего стерео. Все они проверены им на практике.

Джеймс Кэмерон сам следовал им при создании первого в истории фильма собравшего в прокате больше млрд. Несмотря на некоторый подрыв репутации трехмерного кино, знаменитый режиссер советует не впадать в панику поэтому вопросу. Более того, Кэмерон свято верит, что скоро все фильмы будут снимать в 3D.

 

Джеймс Кэмерон предложил десять правил хорошего стерео

 

Ярким примером отличной работы над стерео 3D-фильмом является вышедшая этим летом лента «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» режиссёра Майкла Бэя (Michael Bay). Благодаря замечательному сценарию, ураганному экшну на экране и тщательной проработке даже мельчайших моментов (в фильме, кстати, есть и конвертированные фрагменты), кинопроект стал лидером проката не только у себя на родине, но и в России, где ему удалось собрать за 29 июня рекордные ,8 млн.

По мнению Майкла Бэя, людям меньше всего нравится наблюдать на экране тёмную, малоконтрастную картинку. Избежать этого удаётся использованием различных техник при пост-продакшне, при этом до выхода фильма «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» некоторые из них вообще нигде не применялись. Новые подходы позволили повысить резкость, насыщенность, контраст цветового ряда.

 

3D-кино

 

Учитывая сложившуюся в киноиндустрии ситуацию, известный американский актер, режиссер и социальный критик Билл Маер (Bill Maher) дал несколько советов, которые могут способствовать развитию 3D-кино. Напомним, что Билл занимал режиссерское кресло в таких фильмах как «Чёртово колесо» (Ferris Wheel) и «Лунатизм» (Sleepwalking).

В представленных ниже советах можно заметить некоторое сходство с правилами Кэмерона, и это добрый знак.

Итак, для улучшения имиджа 3D-фильмов их создателям необходимо:

  • Уравнять стоимость билетов на трехмерные и 2D-версии фильмов. Расходы создателей трехмерных фильмов больше, но разве зрителя это волнует?
  • Избегать где только можно автоматической 2D/3D-конвертации
  • Не снимать 3D-киноленты “на быструю руку”
  • Предоставить зрителю удобные очки. особенно это важно для тех, кто вовсе в жизни не носит очков
  • Снизить темп смены сюжетов на экране, глазам зрительской аудитории нужен отдых от мельтешения, особенно в 3D-картинах
  • Использовать эффект «погружения» в сюжет
  • Брать пример у немецкого режиссера Вернера Херцога (Werner Herzog), для которого 3D-фильм –  документальное откровение
  • Снимать фильмы в 3D, а не для 3D
  • К созданию каждого трехмерного фильма подходить креативно

 

Голливуд против 3D-халтурщиков: советы начинающим