Домой Сделай сам! Без зеркалки: месяц с полнокадровыми E-Mount камерами Sony A7 и A7R

Без зеркалки: месяц с полнокадровыми E-Mount камерами Sony A7 и A7R

Sony A7, 1/3200 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (FE 55mm F1.8 ZA)
Sony A7, 1/3200 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (FE 55mm F1.8 ZA)

Новые камеры Sony A7 и A7R – не первая попытка компании Sony поместить большой полнокадровый сенсор в корпус компактной беззеркальной камеры. Вспомним модель RX1 с несменной 35-мм линзой, которая в свое время не только наделала много шуму заоблачным ценником в 3000 долларов, но также и доказала, что полнокадровым компактным камерам быть.

Этот материал не является полноценным обзором с кучей технических характеристик – об этом давно уже написано и сказано. Скорее, это попытка поделиться опытом и впечатлениями от использования новых камер в путешествии, студии и на улице.

Внешний вид, удобство использования

Дизайн «семерок» нельзя сопоставлять с веяниями модного в наше время высокотехнологичного ретро, яркими представителями которого являются последние модели камер Fujifilm X и Olympus. Модели A7 и A7R выглядят современно, узнаваемы, лаконичны и по-своему красивы. Стильные колёсики, необычная кнопка спуска, выступ для пентапризмы, который играет роль посадочного места для видоискателя и мультиинтерфейсного разъёма – у камер Sony в плане внешнего вида обычно проблем нет. При этом разработчикам удаётся удивительным образом делать технику не только красивой, но и удобной в использовании.

Sony A7 и Sony A7R, внешний вид
Sony A7 и Sony A7R, внешний вид

На самом деле, форма, цвет и дизайн имеют значение, даже для аппаратов класса Pro и полу-Pro, ведь сейчас гаджеты и технику выбирают не только исходя из технических характеристик, но и учитывая имиджевую составляющую – внешний вид.  Внешне модели очень схожи между собой – на первый взгляд кажется, что отличаются они только шильдиком с буквой R на фронтальной поверхности. На самом деле, на корпусе A7 больше пластика, в то время как корпус A7R полностью выполнен из магниевого сплава. Модели нельзя назвать суперлегкими, однако они существенно легче и меньше зеркальных аппаратов того же уровня, таких как, к примеру, Canon 6D.

Несмотря на небольшие размеры, элементов управления у «семерок» более чем достаточно. Большую часть из них можно настроить под себя. Другими словами, пользователь может назначить тому или иному кольцу или кнопке нужную функцию, в зависимости от потребностей и условий съёмки. Серьезная переработка управления в линейке камер Sony началась с премиальной NEX-7 с ее набором барабанчиков и настраиваемых кнопок.

Sony A7 и Sony A7R, вид сбоку
Sony A7 и Sony A7R, вид сбоку

Камеры A7 и A7R получили переработанный и усовершенствованный вариант  управления по сравнению с NEX-7. Всё стало интуитивнее и проще. Особое внимание стоит обратить на два колеса, которые расположены сзади и спереди ниже от кнопки спуска. Эти колёсики настраиваемые. При съёмке в «приоритете» на одно кольцо повесить настройку ISO, а на второе – диафрагму или выдержку.

Переднее настраиваемое кольцо расположено ощутимо ниже кнопки спуска. Вращать его приходится или указательным, или средним пальцем правой руки. К этой особенности дизайна камеры определенное время приходится привыкать, особенно тем, кто раньше много снимал на зеркальные камеры Sony  и Canon. У них кольцо регулировки расположено совсем рядом с кнопкой спуска.

Sony A7 и Sony A7R, внешний вид
Sony A7 и Sony A7R, внешний вид

На верхней поверхности находятся еще два барабанчика для изменения режима съемки и коррекции экспозиции. Вообще, дизайн элементов управления на верхнем торце «семерок» практически не отличается от небезызвестной RX1. Кольца имеют ощутимый щелчок и слегка туговаты, но зато всё под рукой. Во время хвата до кольца смены режимов съёмки большим пальцем правой руки не дотянуться, поэтому приходится задействовать свободную руку.

Казалось бы, зачем такой маленькой красивой камере широкий ремень. По стилю вполне подойдет тоненький и симпатичный – тот, которым и комплектуются модели. Впрочем, уверенность в этом утверждении пропадает в момент, когда цепляешь на шею семерку с адаптером LA-EA4 и килограмовым телевиком.

Sony A7R + LA-EA4 + Minolta AF 80-200mm F2.8 HS APO G, объектив FE 35mm F2.8 ZA, Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS
Sony A7R + LA-EA4 + Minolta AF 80-200mm F2.8 HS APO G, объектив FE 35mm F2.8 ZA, Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS

Несмотря на огромный выбор автоматических режимов, камеры Sony A7 и A7R позволяют раскрыть свой потенциал именно в работе с ручными настройками, когда фотограф может контролировать каждый параметр и снимать в RAW.

На кольце режимов есть несколько делений для так называемых предустановок, которые можно записать для специфических условий съёмки. Из спящего режима или режима ожидания аппараты выходят быстро, ждать долго не приходится. Но вот включаются «семерки» иногда довольно долго. Некоторые связывают это с продолжительной инициализацией того или иного стекла.

Я редко снимаю сериями, поэтому судить о скорострельности аппаратов не буду. Заявленные разработчиком характеристики серийной съёмки вряд ли порадуют спортивных фотографов и репортажников – это уже немного другой рынок и другой потребитель. Запись данных на карту памяти происходит оперативно и без тормозов, особенно если использовать флешки последнего поколения.

Кстати, о картах. “Семерки” поддерживают два формата – SD и фирменные карты MemoryStick. Сразу после анонса камер на форумах и в социалках фотолюбители долго спорили о том, почему только один разъём, почему в камеру такого уровня нельзя вставить CF и как жить дальше.

Двумя слотами для карт памяти обладает зеркальный флагман Sony – модель A99. Личный опыт работы с “семерками” и А99 показал, что наличие одного или двух слотов для меня лично не принципиально.

Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA

RAW-файлы A7 и A7R по сравнению с исходниками 24-Мп A99 и A900 стали легче. Размер одного файла можно легко определить зная разрешение. У 24-Мп A7 один RAW-файл весит около 25 Мбайт, а у 36 Мп A7R – 35- 40 Мбайт. Учитывая широкий динамический диапазон и расширенные возможности при обработке RAW, 40 Мбайт для 36-Мп снимка выгодно выделяют модель в ряду конкурентов, у которых картинка с таким же разрешением весит 75-100 Мбайт.

Здесь важно заметить, что в камерах реализована 16-битная обработка изображений. Сами RAW-файлы на выходе получаем 14-разрядные.

Приятно порадовал режим просмотра изображений. Наконец, у топовых аппаратов Sony появилось колесико для быстрого скроллинга. Теперь не нужно бесконечно дергать джойстик во время просмотра всей серии снимков.

Интересная особенность новых камер – функция восстановления фотографий. Работает она не слишком быстро, но эффективно и вполне может сгодиться для поиска утерянных кадров в путешествии, когда получить доступ к ПК с полным спектром ПО для восстановления данных проблематично.

Когда запущена функция восстановления, кажется, словно камера зависла и не реагирует на нажатия кнопок. На самом деле, все в порядке – нужно просто дать аппарату время.

Автофокус

Камера A7 оснащена гибридной системой автофокуса (автофокус с определением фазы /автофокус с определением контрастности), у A7R – только контрастный автофокус. В полевых тестах A7 оказалась немного быстрее A7R по скорости фокусировки и хваткости. К сожалению, на текущий момент скорость автофокуса обеих моделей немного уступает аппаратам того же класса.

Выбор точки фокуса осуществляется с помощью кнопок навипада. После нескольких лет использования джойстика на A900 и A99 к новым элементам приходится привыкать и что главное – учиться выбирать нужную точку очень быстро.

Для любителей ручной фокусировки и тех, кто планирует использовать в связке с камерами мануальную оптику от сторонних производителей, предусмотрены функции увеличения области фокусировки и пикинга. С их помощью можно снизить процент брака и удостовериться в правильности наведения до нажатия на кнопку спуска.

У «семерок» на передней поверхности установлена небольшая, но мощная лампа подсветки автофокуса, правда, расположена она достаточно близко к переднему колёсику. Во время съёмки желательно следить за тем, чтобы средний палец не закрывал луч и не мешал при этом камере фокусироваться. У меня ушло примерно полдня на то, чтоб приучить палец лежать на нужном месте.

Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R + LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R + LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA

Видоискатель и дисплей

Компания Sony была одной из первых на рынке, которой удалось доказать, что электронный видоискатель в фотокамере не только не уступает оптическому, но и по многим параметрам превосходит его, особенно если речь информативности и практичности.

В этот раз Sony тоже не подвела – «семерки» оснащены великолепными цифровыми видоискателями с высоким разрешением (XGA OLED, 1024×768 точек) и возможностью настройки отображаемых параметров. Видоискатель показывает картинку непосредственно с матрицы, поэтому пользователь видит изображение таким, каким оно будет в окончательном варианте.

Трёхдюймовый дисплей у камер качественный, демонстрирует яркую, сочную картинку. Конструкция ЖК-экрана предусматривает наклон вверх на 90 градусов и вниз на 45 градусов. Отвечающий за наклон экрана металлический шарнир жесткий и крепкий – выломать дисплей по неосторожности вот так сходу не получится.

Во время съёмки на глянцевом экранчике остаются отпечатки пальцев, а если дать камеру модели с мейком – тоналка и пудра.

Sony A7 и Sony A7R, вид сзади
Sony A7 и Sony A7R, вид сзади

Во избежание появления на дисплее потертостей и царапин я обычно обхожусь покупкой недорогой защитной пленки для планшета или мобильного. Вырезаем прямоугольник нужного диаметра, наклеиваем. Всё, теперь дисплей защищён.

Наклонный дисплей даёт возможность снимать с неожиданных углов и ракурсов, что по достоинству оценят стрит-фотографы и любители съёмки видео.

Работа в студии

Помимо полевых тестов мне удалось задействовать камеры Sony A7 и A7R в нескольких студийных проектах.

Sony A7 и Sony A7R, внешний вид
Sony A7 и Sony A7R, внешний вид

Sony A7 выступила в качестве рабочего инструмента во время съемки с известным телепродюсером Мартиной Лукьянченко (Макеевой) для портала Bestin.ua. На семерку был установлен адаптер LA-EA4 и светосильный полнокадровый полтинник Sigma 50mm F1.4 EX DG c байонетным креплением A-mount. Снимали в студии шоу «Моду народу!», поэтому в качестве источников света были задействованы столь любимые многими фото- и видеографами Kino Flo.

Вашему вниманию – несколько итоговых фото с обработкой в Adobe Lightroom:

 1/125 c, f/2,5, ISO 400
Sony A7, 1/125 c, f/2,5, ISO 400, 50 мм

Учитывая то, что мощность постоянных источников света не регулируется, для корректной экспозиции часто приходится снимать на относительно короткой выдержке и задирать ISO, особенно если идёт о кадрах с прыжками и динамикой.

1/400 c, f/3,2, ISO 1600
Sony A7, 1/400 c, f/3,2, ISO 1600, 50 мм
1/160 c, f/2,5, ISO 800
Sony A7, 1/160 c, f/2,5, ISO 800, 50 мм
1/160 c, f/2,0, ISO 200
Sony A7, 1/160 c, f/2,0, ISO 200, 50 мм

Второй проект – beauty-съёмка для журнала. В съёмке участвовали две прекрасные барышни – звезда сериала «Сваты» и «Сашка» актриса Аня Кошмал и известная певица Рената Штифель.

 Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 80 мм
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 80 мм

Камера A7R работала в связке с адаптером LA-EA4 и телевиком Minolta AF 80-200 F2.8 HS APO G, известным в узких кругах как «большая белая труба». Несмотря на большой вес, громкий привод и отсутствие ультразвукового мотора для фокусировки, это один из любимых моих объективов, поэтому часто использую для съёмки портретов и в путешествиях.

В ходе съемки на телеобъектив был обнаружен один противоречивый момент, связанный с компактными размерами тушки камеры. Казалось бы, небольшие габариты – неоспоримое преимущество камеры. Преимущество до тех пор, пока на нее не надевается тяжелый полнокадровый телевик. Как выяснилось, держать аппарат с адаптером и объективом весом 1280 граммов в одной правой руке практически невозможно. Из-за перевеса ребро нижней части корпуса камеры режет руку и управлять ею правой рукой становится крайне сложно. В этом случае центр тяжести концентрируется на левой руке – на переходнике или чуть дальше, рядом с кольцом зумирования на объективе. Правая рука освобождается – только и знай что жми на кнопку и крути колёсики.

В качестве источников света использовалась портретная тарелка + 2 софтбокса в фон. Вашему вниманию – два полноразмерных 100%-кропа с 36-Мп тестовых снимков.

 1/125 c, f/10, ISO 125 160 мм
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125 160 мм (для увеличения нажать по картинке)
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125 160 мм
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 160 мм

Учитывая отсутствие встроенного стабилизатора в объективе и тушке камеры, а также накладываемые студийными синхронизаторами ограничения по длине выдержки, у меня возникали серьезные опасения при съемке на длинном конце с рук. Впрочем, ничего страшного не произошло – шевеленки на фото замечено не было. Порадовал уровень детализации кожи и ресниц при 100% увеличении. В этом вы можете убедиться сами.

У A7R скорость синхронизации вспышки – 1/160 секунды, а у A7 – 1/250 с.

(для увеличения нажать по картинке)
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 200 мм (для увеличения нажать по картинке)
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 200 мм
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 200 мм

Как и в случае с топовой Sony Alpha SLT-A99, «cемерки» комплектуются горячим башмаком со стандартным разъёмом – конец мучениям с переходниками и прочими сложностями, с которыми сталкивались пользователи более ранних моделей камер Sony Alpha.

Обратная сторона медали – решения вопроса совместимости с некоторыми вспышками Sony, в том числе – относительно недавней моделью Sony HVL-F43AM, которая оснащается старым разъемом. По этой причине владельцам старых вспышек стоит учитывать фактор совместимости и при необходимости докупить нужный переходник.

Питание и время автономной работы

Заряжаются «семерки» через Micro USB – либо от компьютера, либо от розетки. Для второго варианта предусмотрен небольшой адаптер-переходник с вилкой. В комплект поставки камер отдельное зарядное устройство не входит.

Зарядка напрямую через USB – не самый удобный вариант, так как в процессе задействован сам аппарат, то есть поставить на зарядку батарейку и снимать дальше не получится. Оптимальный выход – покупка дополнительных двух-трёх аккумуляторов, которые обеспечат комфортную работу на протяжении съемочного дня. К счастью, батарейки сравнительно лёгкие и компактные, поэтому много места в кофре или сумке не занимают.

Sony A7 и Sony A7R, вид спереди снизу
Sony A7 и Sony A7R, вид спереди снизу

Заряда аккумулятора у A7 и A7R хватает примерно на 280-300 снимков. Заявленное разработчиком время работы от батареи – около 340 кадров. На сколько фотографий хватит камеры – зависит от режима съёмки, использования дисплея или цифрового видоискателя. Кстати, с последним батарея садится быстрее (240 кадров). Если задействовать Wi-Fi, аккумулятор будет садиться еще быстрее.

В качестве опционального аксессуара Sony предлагает батарейный блок с вертикальной ручкой, куда помещаются 2 аккумулятора. Вещь интересная и придаёт камере солидный вид, вот только ценник в 300 долларов может отпугнуть изрядное количество покупателей. С другой стороны, это дополнительные габариты и весы, поэтому приходится выбирать.

Я не заметил особой разницы между расходом батареи в связке камера + адаптер LA-EA4 и без него, поэтому не могу утверждать о его «прожорливости» или об обратном.

Еще один вариант решения проблемы зарядки батареек без участия камеры – покупка зарядного устройства типа BC-VW1.

Приложения и Wi-Fi

В наше время уже мало кого удивишь наличием в камере встроенного модуля Wi-Fi или поддержкой технологии NFC. Современные компактные камеры научились фотографировать, обрабатывать, приделывать снимкам рамки с бабочками, выкладывать в Фейсбук или заливать на Youtube. «Семерки» – не исключение. Возможности аппаратов можно расширить, подключив камеру к смартфону на базе Android или iOS через встроенный модуль беспроводной связи.

Моделей использования смартфона в связке с «семерками» несколько – в качестве второго удаленного видоискателя-дисплея, в качестве пульта дистанционного управления, и в качестве шлюза для загрузки картинок в социалки или Instagram. Неужели свершилось? Теперь в Instagram можно выкладывать уличные и ресторанные фотографии нормального качества. При этом никакого Фотошопа и никакой обработки на ПК – все честно и солидно. Это полный кадр, детка.

Посредством Wi-Fi камеру можно подключить и к стационарному компьютеру или ноутбуку для копирования отснятого материала на жесткий диск. Процедура подключения камеры к ПК схожа с той, которая реализована в камерах NEX 6  и NEX 5.

Для начала на компьютер необходимо скачать и установить программу Sony PlayMemories – без нее передача фотографий с камеры на ПК невозможна. Затем в камере находим свою точку, вводим пароль и подключаемся.

Для оценки оперативности передачи данных я замерил время, за которое по беспроводному каналу с камеры на компьютер скачается определенное количество файлов в формате RAW и JPEG. Результаты следующие: 9 минут 41 секунда для 15 RAW-файлов (каждый объемом 35 Мбайт), 5 минут 50 секунд для 15 JPEG-файлов (каждый объемом 19-29 Мбайт). Не слишком быстро, но зато без проводов.

Изначально я рассматривал опцию передачи фото через Wi-Fi как решение проблемы проводного тезеринга в студии. Тем не менее, пока что приходится обходиться привычным USB – ширины канала Wi-Fi в не хватает для передачи RAW-файлов на лету и просмотра отснятого материала на большом экране в режиме реального времени.

Тезеринг в данном случае реализуется по привычной для владельцев зеркалок Sony схеме – с помощью USB-кабеля и приложения Remote Camera Control (версия 3.2). Эта программа также предназначена для управление параметрами съёмки с ПК.

На камеры можно скачивать и устанавливать приложения. Некоторые из них платные, но, как показывает опыт, набор возможностей вполне оправдывает затраты.

Чтобы получить доступ к магазину приложений, необходимо для начала зарегистрироваться. Бродить по магазину приложений можно как с камеры, так и с ПК. Второй вариант – удобнее и оперативнее.

Я увлекаюсь ночной и интервальной съемкой, поэтому поначалу был озабочен отсутствием на корпусе камер привычного разъёма для подключения тросика с таймером. Проблему удалось решить проще, чем предполагалось изначально, – с помощью соответствующего приложения. Стоимость его оказалась в 3 раза ниже цены физического тросика с таймером, да и места в сумке теперь свободного больше.

Смартфон или планшет можно использовать не только в качестве удаленного дисплея, для управления камерой (приложение PlayMemories Mobile), но и для загрузки снимков на Flickr или Facebook. Для этого понадобится скачать и установить приложение Direct Upload.

Оптика

Камеры Sony A7 и A7R оборудованы байонетом E-mount, который совместим с новой линейкой компактных полнокадровых линз FE и более ранних моделей E-mount-стекол для кропнутых NEX. На момент анонса «семерок» на рынке выбор FE был ограничен несколькими моделями, но компания-производитель пообещала уже в ближайшее время представить целый спектр объективов с различными фокусными и ценниками.

В A7 и A7R нет встроенного стабилизатора изображения – грустно, печально, но что поделать – как есть. По этой причине разработчик принял решение выпускать объективы со встроенной стабилизацией. Это значит, что стёклышки будут тяжелее и дороже.

Китовый объектив FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS для А7 можно купить в комплекте с камерой, или отдельно. Его стоимость – около 500 долларов, что дороговато. Наверное, эта линза станет неплохим выбором для ленивых фотолюбителей, которые предпочитают не заморачиваться с выбором оптики, светосилой и красотой боке. Купил, снял, выложил в “Одноклассники”, забыл.

Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R + LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R + LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA

На мой взгляд, продвинутых фотолюбителей этот не слишком светлый объектив вряд ли заинтересует. К примеру, за те же деньги можно найти что-то более светосильное на A-mount от сторонних производителей, ну, или, в крайнем случае, подкопить денег и купить нормальный фикс.

FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS

Преимущества кита FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS – пыле- и влагозащищенность, встроенная стабилизация изображения, вполне сносный рисунок для семейного фотоальбома. Противоречивые моменты – промахивается с фокусировкой, пластиковый, тяжеловат.

По сравнению с привычными 35-мм полнокадровыми объективами для зеркальных фотокамер, 35-мм фикс Sony Sonnar T* FE 35mm f/2.8 ZA очень компактен, лёгок и помещается в кармане куртки или пиджака.

Sony A7R + LA-EA4 + Minolta AF 80-200mm F2.8 HS APO G, объектив FE 35mm F2.8 ZA, Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS
Sony A7R + LA-EA4 + Minolta AF 80-200mm F2.8 HS APO G, объектив FE 35mm F2.8 ZA, Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS

За 800 долларов своей стоимости объектив обеспечивает добротную резкую картинку по всему полю даже на открытой диафрагме.

Sony Sonnar T* FE 35mm f/2.8 ZA

Приятно удивила скорость фокусировки. Объектив облачен в металлический корпус и комплектуется пластиковой блендой оригинальной формы. Благодаря ей передняя линза дольше остаётся чистой, без пылинок и отпечатков пальцев. В конце материала все желающие смогут ознакомиться с исходниками снимков, сделанных с помощью этого объектива.

Sony Sonnar T* FE 35mm f/2.8 ZA

По размерам 55-ка Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA примерно в два раза больше 35-мм объектива. При этом линза радует великолепной картинкой, отличной детализацией и хорошо справляется со светом в сложных для съёмки ситуациях.

Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA

Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA придется по душе тем, кто снимает стрит и неплох для съёмки поясных портретов. Крупноплановые портреты лучше фотографировать на что-то более «длинное». Стоимость этого объектива – около 1000 долларов.

Вот несколько Батумских фото с этого объектива:

Sony A7 1/320 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA)
Sony A7 1/320 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA)
Sony A7 1/500 c, f/4, ISO 100, 55 мм (Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA)
Sony A7 1/500 c, f/4, ISO 100, 55 мм (Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA)

Еще одна интересная модель – штатник среднего уровня Carl Zeiss 24-70mm f/4 OSS стоимостью около 1200 долларов.

Carl Zeiss 24-70mm f/4 OSS оснащен встроенным стабилизатором, имеет размеры 73 x 94,5 мм и весит 430 граммов. Объектив практически бесшумно фокусируется, что понравится видеографам, выполнен в металлическом корпусе и обладает пыле- и влагозащитой. Carl Zeiss 24-70mm f/4 OSS можно устанавливать и на кропнутые NEX. При этом фокусные объектива будут эквивалентны 35-105 мм. Модель уже доступна на рынке и стоит около 1200 долларов.

Carl Zeiss 24-70mm f/4 OSS

Одной из самых долгожданных стекляшек стал относительно компактный по сравнению с A-mount моделями белый полнокадровый телевик Sony FE 70-200mm F4 G OSS. Разработчики обещали представить модель этой весной, и слово своё сдержали – в феврале появилась официальная информация о стоимости новинки – полторы тысячи долларов и сроках выхода на рынок. Сейчас Sony FE 70-200mm F4 G OSS висит на B&H с пометкой «Доступно к предзаказу» и может начать продаваться в ближайшее время.

Sony FE 70-200mm F4 G OSS

Особенности Sony FE 70-200mm F4 G OSS – съёмная лапа для установки объектива на штатив, встроенный стабилизатор, ультразвуковой привод для фокусировки, просветляющее покрытие Nano AR Coating. Минимальное расстояние фокусировки – около 1 м, диаметр фильтра – 72 мм. Лепестки диафрагмы скруглены и их девять.

Одно из преимуществ модели – компактные размеры и небольшой вес как для полнокадрового телевика с таким диапазоном фокусных – 80 мм х 175 мм (диаметр х длина), масса – 840 г.

Sony FE 70-200mm F4 G OSS

Пока что не известно, насколько оправданным окажется вот это вот F/4, ведь топовые телевики такого класса обычно светосильнее. Также интересно будет сравнить Sony FE 70-200mm F4 G OSS с Sony 70-200 mm F/2.8 G (SAL-70200G) и большой белой трубой – моим наиболее часто используемым объективом на текущий момент.

Благодаря короткому отрезку, в плане оптики рассматриваемые камеры интересны также возможностью установки на них через соответствующие переходники самых разных объективов – от современных автофокусных до старых мануальных, включая легенадрные Leica. Это открывает широкие возможности для экспериментов и поиска идеальной связки для того или иного сюжета. Единственная сложность – поиск и покупка качественных комплектующих – переходников и сопутствующих товаров.  Вообще говорят, что E-mount сейчас рассматривается как один из самых перспективных байонетов ближайшего будущего. Посмотрим, так это или нет.

Переходник LA-EA4

Переходник LA-EA4 предназначен для установки на камеры Sony A7 и A7R объективов с байонетным креплением А. Модель оснащена механизмом диафрагмы с функцией автоэкспозиции.

Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA

По сути, владельцам зеркальных камер Sony с парком оптики Sony и Minolta приходится покупать “семерку” в комплекте с адаптером – иначе старые объективы на новую камеру не установить.

LA-EA4 поставляется в комплекте с небольшим жёстким кейсом, поэтому его удобно транспортировать в кофре или фотосумке, не беспокоясь за сохранность и чистоту зеркала.

Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4 в футляре, объектив FE 35mm F2.8 ZA
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4 в футляре, объектив FE 35mm F2.8 ZA

Адаптер имеет встроенную систему 15-точечной TTL-автофокусировки и три крестообразных датчика. Поддерживается следящая автофокусировка с определением фазы.

Во время съёмки с переходником на разные объективы никаких оптических проблем вроде фронт- и бэк-фокуса замечено не было. Фокусируется система тоже достаточно быстро. Единственный спорный момент – все точки фокусировки сконцентрированы достаточно близко к центру. По этой причине во время съёмки портрета в студии на глазах модели приходится фокусироваться крайней правой точкой, а потом лишнее резать при обработке.

Sony A7 в путешествии

В период тестирования камеры у меня приключилась рабочая командировка в Грузию. Для меня эта поездка без тяжелого рюкзака с фотоооборудованием стала первой за последние несколько лет. Вместо привычного набора решил обойтись двумя камерами: Sony RX1 и Sony A7. Из объективов взял Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA и ширик Sony Carl Zeiss Distagon T* 24mm f/2.0 ZA SSM, с которым осенью месяц путешествовал в Гималаях.

Так вышло, что время моего посещения солнечного Батуми совпало с холодной штормовой погодой в регионе, которая сопровождалась проливным дождём и шквальным ветром. В один из вечеров было решено прогуляться по городу с камерой в одной руке и зонтом – в другой. Цель – удоствериться, насколько хорошо “семерка” защищена от пыли и влаги. Итогом эксперимента стала серия вечерних снимков с мокрым асфальтом и промокший до нитки фотограф. Несмотря на наличие зонта, капли с корпуса камеры, адаптера и 24-мм объектива приходилось вытирать рукавом куртки каждые 2-3 минуты. Тем не меенее, теперь я могу наверняка утверждать, что и “семерке”, и адаптеру, и 24-мм объективу Carl Zeiss проливной дождь не страшен.

Вашему вниманию – подборка фотографий с лёгкой обработкой (конвертация из RAW в Adobe Lightroom).

Sony A7, 1/50 c, f/2,8, ISO 800, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/50 c, f/2,8, ISO 800, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/60 c, f/2,0, ISO 320, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/60 c, f/2,0, ISO 320, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)

Камера с 24-мм фиксом была установлена на миниатюрный штатив для мобильного телефона. Съёмка из окна отеля на набережной Батуми.

Sony A7, 30 c, f/11, ISO 100, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 30 c, f/11, ISO 100, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)

Этот кадр снят поздно вечером, с рук:

Sony A7, 1/6 c, f/5, ISO 1600, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/6 c, f/5, ISO 1600, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/20 c, f/6,3, ISO 1000, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/20 c, f/6,3, ISO 1000, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)

Еще один снимок с 55-ки FE 55mm F1.8 ZA:

Sony A7, 1/3200 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (FE 55mm F1.8 ZA)
Sony A7, 1/3200 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (FE 55mm F1.8 ZA)

Галерея снимков: на улице

Sony A7R 1/500 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/500 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/320 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/320 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
 Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/100 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/100 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/100 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/100 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/100 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/100 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
 Sony A7R 1/60 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/60 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/60 c, f/2,8, ISO 1250, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/60 c, f/2,8, ISO 1250, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/60 c, f/2,8, ISO 5000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/60 c, f/2,8, ISO 5000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/4, ISO 6400, 32 мм (FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS)
Sony A7R 1/200 c, f/4, ISO 6400, 32 мм (FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS)
Sony A7R 1/200 c, f/4, ISO 6400, 28 мм (FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS)
Sony A7R 1/200 c, f/4, ISO 6400, 28 мм (FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/200 c, f/2,8, ISO 100, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/2500 c, f/2,8, ISO 5000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R 1/2500 c, f/2,8, ISO 5000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)

 

Галерея снимков: В помещении

Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 6400, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA) + 2,5 stops
Sony A7R, 1/125 c, f/2,8, ISO 1000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R, 1/125 c, f/2,8, ISO 1000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R,1/125 c, f/2,8, ISO 800, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R,1/125 c, f/2,8, ISO 800, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
 Sony A7R,1/125 c, f/2,8, ISO 1000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R,1/125 c, f/2,8, ISO 1000, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 500, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 500, 35 мм (FE 35mm F2.8 ZA)
Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 500, 28 мм (FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS)
Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 500, 28 мм (FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS)

Sony A7, 1/60 c, f/2, ISO 125, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)

Sony A7, 1/60 c, f/2, ISO 800, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)

Sony A7, 1/60 c, f/2, ISO 800, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)

 Sony A7R, 1/200 c, f/5, ISO 6400, 200 мм (70-200mm F2.8 G)

Sony A7R, 1/200 c, f/5, ISO 6400, 200 мм (70-200mm F2.8 G)

Sony A7R, 1/200 c, f/5, ISO 2000, 135 мм (70-200mm F2.8 G)

Sony A7R, 1/200 c, f/5, ISO 2000, 135 мм (70-200mm F2.8 G)
Sony A7R, 1/200 c, f/5, ISO 2000, 135 мм (70-200mm F2.8 G)
Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 3200, 200 мм (70-200mm F2.8 G) +1 stop
Sony A7R, 1/200 c, f/2,8, ISO 3200, 200 мм (70-200mm F2.8 G) +1 stop
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 3200, 200 мм (70-200mm F2.8 G)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 3200, 200 мм (70-200mm F2.8 G)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 1000, 180 мм (70-200mm F2.8 G)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 1000, 180 мм (70-200mm F2.8 G)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 1000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 1000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 1000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп), +1 stop
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 1000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп), +1 stop
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 2000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 2000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 2000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 2000, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 3200, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/250 c, f/2,8, ISO 3200, 50 мм (50mm F1.4), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/80 c, f/4,5, ISO 4000, 75 мм (28-75mm F2.8 SAM), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/80 c, f/4,5, ISO 4000, 75 мм (28-75mm F2.8 SAM), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/500 c, f/2,8, ISO 100, 75 мм (28-75mm F2.8 SAM), APS-C (15 Mп)
Sony A7R, 1/500 c, f/2,8, ISO 100, 75 мм (28-75mm F2.8 SAM), APS-C (15 Mп)

Шумы и светочувствительность ISO

Обе камеры позволяют делать фото с диапазоном значений светочувствительности ISO от 50 до 25600. Всего значений 25 – список внушительный. Стоит отметить, что даже на ISO 6400, которое не всегда под силу многим моделям современных зеркальных и беззеркальных камер, «семерки» демонстрируют картинку высокого качества без существенной потери деталей.

Предельные значения ISO (20000, 25600) применимы в экстренных ситуациях, когда слишком темно, но сюжет есть, и его нужно снять. Зачастую, когда фото несет определенный смысл и сделано в нужное время и в нужном месте, техническая сторона снимка уходит на второй план.

На самом деле, цифровой шум бывает разный и многие фотографы относятся к нему по-разному. Кто-то намеренно не опускается ниже ISO 400 – ISO 800 c целью получения легкой зернистости на фото “на выходе”. Некоторые уважают благородное красивое зерно, которое навевает мысли о плёночном прошлом. Шум становится проблемой лишь в том случае, когда на изображении появляются разноцветные артефакты и пропадают важные детали. Такой снимок разве что в Instagram выложить можно, печатать или продавать такие фото невозможно.

Во время съёмки в JPG на A7 у меня сложилось впечатление, что камера немного перебарщивает с шумоподавлением на высоких ISO. Особенно это хорошо видно при рассматривании полноразмеров в масштабе 1:1. На самом деле, это не такая уж и большая проблема, так как большинство продвинутых пользователей все же снимают в RAW.

Камеры позволяют снимать в режиме Авто-ISO, при этом диапазон значений задаёт сам пользователь. При съёмке в приоритете я бы порекомендовал присматривать за значением выдержки – временами оно опускается достаточно низко. Сам слежу обычно за этим с помощью отображаемых на видоискателе данных и звуку затвора.

Выводы

Я бы рекомендовал модель A7 тем, кто любит путешествовать, увлекается фотографией на любительском уровне и не представляет своей жизни без стрит-фотографии. Это камера для тех, кому 36 Мп просто ни к чему.

Модель A7R хороша для студийщиков и пейзажистов. Благодаря возможности установки самых разных объективов, включая легендарные мануальные, у пользователей появляется еще больше возможностей для экспериментов.

На текущий момент стоят «семерки» дороговато. Я считаю неоправданной цену китового объектива – 500 долларов много для стекла такого класса.

Несмотря на множество преимуществ и маленькую революцию, которую A7R и A7 совершили на рынке, инженерам еще есть над чем поработать. В первую очередь, это время работы от батареи и скорость автофокуса. Остальное – по желанию. Наверное, наступило время, когда уже не приходится выбирать между качеством изображения и размерами аппарата. Бросил в дорожную сумку тушку и пару объективов и вперед снимать.

Что касается выбора оптики – пока что стёкол мало, но разработчик пообещал уже в этом году представить целый ряд новых моделей, которые позволят отказаться от тяжелый полнокадровых A-mount линз.

Я много лет снимаю на Sony, поэтому к выбору очередной модели стараюсь подходить трезво, ведь это основной рабочий инструмент на ближайшие год-два и мои деньги, в конце концов. До недавнего времени моим главным претендентом на роль новой камеры был флагман A99. Убедиться в преимуществах аппарата мне позволил нон-стоп съёмок и приключений в горах длиной в месяц. Тем не менее, с выходом A7 и A7R некоторые вещи пришлось пересмотреть. Несмотря на все за и против, на текущий момент мой фаворит как для пейзажиста и студийщика – A7R. Желания перескакивать на другую систему пока не появилось.

Выражаем благодарность Украинскому Представительству Sony за предоставленную для тестирования технику.

Ссылки по теме: