Поделиться

Недавно команда Total3D.ru вернулась из Киева, где проходили съемки нашей первой командной любительской стерео 3D-документалки. Просто сказать что замечательно провели время – ничего не сказать:  умопомрачительно красивые виды украинской столицы, приветливые киевляне и отличная погода позволили интересно, и, главное, плодотворно провести съёмки. Но не менее важно и то, что каждый из нашей команды, уже имея за плечами свой собственный богатый опыт объёмных фото- и видеосъёмок, смог обменяться им с единомышленниками и получить бесценные навыки работы в команде. А опыт, как известно, ни за какие деньги не купишь.

Готова ли сегодня индустрия к массовому стерео 3D? К сожалению, не полностью: технологии отображения объёмной картинки всё ещё совершенствуются и находятся лишь на пути к тому совершенству, когда стереоскопическая картинка будет доступна для просмотра на большом экране  без очков во всей своей реалистичной глубине и насыщенности. Правы и те, кто ворчат по поводу недостаточного на сегодняшний день количества стереофильмов и других развлечений.

Но в отличие от телевизоров, мониторов и других средств отображения, которые (и в этом уже точно никто не сомневается) через несколько лет действительно смогут показывать очень качественное стерео без очков (вопрос лишь в скорости развития ближайших двух-трёх поколений дисплеев), хороший интересный стерео 3D-контент сам по себе не появится. Его, вообще-то, надо снимать, рисовать, моделировать и так далее – словом, создавать, ручками и головой.

Команда Total3D.ru совершенно не собирается ждать у моря погоды, когда наступит это самое безоблачное счастливое будущее 3D-технологий, публикуя для наших читателей новости и статьи по нашей любимой теме, мы принимаем в создании этого “завтрашнего дня” самое непосредственное участие.

Более того, сейчас самое время напомнить основополагающую философскую концепцию нашего проекта: “Научился сам, расскажи другу”. Иными словами, наш фильм о Киеве – это, скорее, образовательный проект, который мы будем делать вместе с вами, описывая этапы его создания и делясь опытом и набитыми в процессе “шишками”. Получилось у нас – получится и у вас!

Снимаем 3D-кино вместе с Total3D.ru

Создание стереоскопического фильма, даже простой документалки – процесс непростой, и включает множество этапов. Кроме традиционных хлопот вроде разработки концепции, написания сценария, выбора условий съёмок и финального сведения видео и аудио материалов на стадии пост-продакшна, приходится учитывать массу нюансов, специфических именно в плане работы с объёмом. Каждый, кто пытался снимать даже не фильм, а хотя бы обычный стереоролик для YouTube 3D, подтвердит, что брака при неумелой съёмке без достаточного опыта и оборудования получается гораздо больше чем при работе с обычным двумерным роликом.

И в то же время неправы те, кто твердит, что 3D – это сплошные ограничения. Да, отчасти это верно, но также верно и то, что научившись снимать и правильно обрабатывать отснятое, вы со временем сможете освоить такие приёмы, которые просто немыслимы при обычной съёмке!

проект, посвященный съемке и обработке стерео 3D-видео

Концепция съёмки качественного стерео 3D во многом отличается от правил и догм классического 2D-видео. Здесь нужно не только построить грамотную композицию в кадре, заинтересовать зрителя интересным сюжетом, но передать сцену в том самом объёме, ради которого всё и затеяно.  Более того, объем этот нужно правильно запечатлеть и передать, ведь если переборщить – из зала полетят помидоры, а если недобрать – трехмерного эффекта никто не заметит.

Предлагаем читателям Total3D.ru пройти все этапы создания трехмерной киноленты вместе с нами. Шаг за шагом, мы будем рассказывать о приёмах съёмки, использования возможностей современных 3D-камер и специализированного программного  обеспечения, которое позволит обрабатывать отснятый материал и склеивать из кусочков красивый и грамотный видеоряд с качественным звуком и наглядным оформлением.

В ходе работы над лентой о Киеве мы использовали два обычных серийно выпускаемых стерео 3D-камкордера: Panasonic HDC-Z10000 и Sony HDR-TD10E. Вполне возможно, что наши следующие эксперименты также будут проходить с помощью самодельных или даже профессиональных спаренных конструкций из двух обычных камер, но пока мы ограничились готовыми аппаратами по двум основным причинам: во-первых, это может легко повторить любой желающий, во-вторых, возможностей этих камер на данном этапе для нас более чем достаточно.

Опыт показал, что вести съёмку на 3D-камкордер с рук – дело неблагодарное, процент брака от общего отснятого материала при этом очень велик. С другой стороны, штатив, поставленный статично, без движения – тоже не всегда достойный выход, поскольку многие композиции пейзажного плана без движения в кадре очень теряют в выразительности. И это один из главнейших выводов нашей экспедиции: для следующих съёмок стоит обзавестись хотя бы стедикамом (что это такое мы обязательно расскажем по ходу рассказа).

В то же время, съёмка с рук, несмотря на своё убийственное влияние на утомляемость глаз при просмотре стерео картинки, вполне имеет право на жизнь, если пользоваться такими материалами в меру и при этом разработать для себя правильную методику (положение рук, ног, корпуса и прочее). В конце концов, помощь в компенсации некоторых изъянов съёмки окажет оптическая или гибридная стабилизация камер, а также специальные функции ПО, позволяющие сегодня бороться не только с вибрацией, но даже со специфическими проблемами вроде роллинг-шаттера.

Техника для съемки 3D-кино

Зачастую, чем тяжелее и дороже штатив, тем больше у него возможностей для продуктивной работы. В качестве альтернативы штативу можно и нужно использовать системы типа стедикам, различные обвесы с грузиками для стабилизации. Стоят такие приспособления тоже немало. Может быть, когда-то мы даже обзаведёмся специальным съёмочным краном, но, согласитесь, это будут уже не совсем любительские съёмки, и уж точно не ситуационная документалистика. Так что пока оставим это за кадром.

Планирование съёмки и сам съёмочный процесс – лишь часть проекта по созданию фильма, но самая ответственная часть. Неправильно составленный сценарий, неудачные ракурсы, конвергенция и трансфокация могут быть компенсированы или спасены  на этапе пост-продакшна лишь частично, переснять через месяц многое уже просто невозможно. Поэтому просматривать отснятый материал и вносить корректировки процесса съёмки лучше сразу, на ходу.

Для этих целей нет ничего лучше чем мощный современный ультрабук – в нашем случае, речь о модели ASUS UX31A на базе последнего процессора Intel Core i5  с микроархитектурой Ivy Bridge и матовой IPS-матрицей. Да, именно ультрабук – лёгкий, мощный, достаточно долго автономный, и ничто иное. Владельцам не менее тонких альтернатив на процессорах Intel с надкусанным фруктом мы лишь вежливо напомним, что сейчас речь идёт о любительской съёмке с ограниченным бюджетом, и именно ультрабуки под Windows обладают широкой поддержкой со стороны разработчиков недорогого или просто бесплатного софта для просмотра и редактирования стерео 3D-видео. Владельцам тяжёлых и объёмистых альтернатив, планирующим носить их вместе с горой другого съёмочного оборудования, мы можем лишь посочувствовать. Съемка фильма в городских условиях без наличия авто гарантирует то, что с тяжелым рюкзаком с оборудованием на плечах и штативом придется наматывать по улицам и переходам многие километры с самого утра и до позднего вечера. Даже в сравнении с классическим 13-дюймовым тревел-ноутбуком,  ASUS UX31A существенно выигрывает по габаритам и весу – в большом фото-рюкзаке он буквально теряется.

Учитывая то, что съемки проекта продолжались несколько дней, в одном из кармашков пришлось найти место и блоку питания для ультрабука. По сравнению с ноутбучными «кирпичами», зарядка UX31A практически ничего не весит и занимает мало места.

Оценить преимущества ультрабука, кстати, удалось еще до начала съемок, когда возникла необходимость существенной доработки сценария фильма в связи с изменившимися планами. Полноразмерная клавиатура при “планшетных” габаритах – это очень удобно в дороге, не говоря уж о светодиодной подсветке кнопок с регулируемым уровнем яркости, набирать текст можно даже в полной темноте. Для просмотра карт местности и промежуточных результатов также идеально подошёл матовый не бликующий IPS-дисплей с отменной яркостью до 350 кд/м2:  информация на экране видна даже под палящим полуденным солнцем.

Для просмотра отснятого трехмерного видео на экране ультрабука мы использовали самые обычные бумажные анаглифные очки (собираемся перейти на красивые хипстерские, challenge уже давно accepted). У многих возникнет вопрос относительно целесообразности использования анаглифа, когда рынок завален пассивными и активными очками. Спешим поделиться секретом – несмотря на архаичность, анаглифные очки часто используются даже профессиональными стереографами в ходе работы над теми или иными проектами. Пусть они съедают цвет и яркость, но зато объем передают достаточно качественно.

На этапе пост-производства из отснятого материала выбираются лучшие дубли, ракурсы и кадры, мусор отправляется в корзину, исправляются допущенные на съёмках ошибки. В результате из небольших кусочков собирается фильм или клип, готовый к озвучке. Финальная обработка проекта и рендеринг осуществляются на самодельной рабочей станции с 4-ядерным процессором Intel Core i7 третьего поколения и профессиональным графическим CUDA-ускорителем NVIDIA Quadro 4000.

Кроме ряда бесплатных утилит для работы с 3D, о которых мы расскажем позже, в нашем проекте задействовано следующее специализированное программное обеспечение :

  • Adobe Premiere Pro CS6: сборка, дополнительная цифровая стабилизация, переходы между сценами и сюжетами
  • Adobe After Effects CS6 – оформление фильма, титры и спецэффекты
  • Adobe SpeedGrade CS6 – цветокоррекция проекта
  • Sony Vegas Pro 11- коррекция геометрических искажений в 3D-проекции, финальная сборка, обработка звуковой дорожки с помощью Sound Forge 10, финальный чистовой рендеринг проекта
  • Sony Vegas Movie Studio HD Platinum 11 – работа “в поле”, оперативный анализ отснятого материала, обработка и подготовка ряда сюжетных линий перед слиянием в общем проекте

ультрабук ASUS UX31A на базе Ivy Bridge

Один из материалов этой серии будет также посвящен особенностям работы с 3D-камерой в городских условиях. Особое внимание будет уделено работе с объемом и композицией на съемочной площадке.

О возможностях, преимуществах и недостатках каждой из использованных нами камер мы расскажем в отдельной публикации. Точнее, речь будет скорее не об недостатках камер, а о том, какие сильные стороны каждого аппарата уместны при съёмке разных сцен, а для каких съёмок лучше использовать другую камеру или подумать о дополнительной технике. Вместе с этим мы расскажем об эргономике аппаратов, о приёмах съёмки и даже о некоторых курьёзах, которые лучше не повторять.

Panasonic HDC-Z10000

Затем нам предстоит знакомство с основными программами для работы со стерео 3D, и начнём мы с самого простого и доступного – Sony Vegas Movie Studio HD Platinum.

ультрабук ASUS UX31A на базе Ivy Bridge

Что ж, теперь дело за главным – учиться и совершенствоваться!

Action!

Выражаем благодарность украинскому представительству Intel за предоставленный для экспериментов ультрабук ASUS UX31A, а также российскому представительству NVIDIA за  всестороннюю поддержку проекта Total3D.ru.

Ссылки по теме: