Домой Кинофильмы Хоббит 3D: пустошь снова, много Смога. Рецензия

Хоббит 3D: пустошь снова, много Смога. Рецензия

Прошел ещё один год, и многомилионная армия поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкиена во всём мире, наконец, дождалась выхода второй части “Хоббита”. Сегодняшний материал вряд ли можно назвать полноценной рецензией или суровым критическим отзывом. Это, скорее, попытка поделиться мыслями по теме и впечатлениями, которые остались после просмотра фильма на большом экране и нескольких лет наблюдений за творчеством режиссера Питера Джексона. Итак, поехали!

Хоббит 3D: впечатления

3D-фильм начинается с классической трактирной сцены: люди, гномы, трапеза, косые взгляды и несколько плохих парней на одного хорошего парня. Довольно спорное и не совсем внятное начало, которое может изрядно запутать непосвящённого зрителя, не читавшего книгу или не смотревшего предыдущей части фильма.

Как и в первом фильме, большинство наиболее знаковых, или, если хотите, эпических сцен происходит в идеальное режимное время (рассвет/закат) с красивым режимным светом и подкрашенными облачками. В своём видеоблоге Питер Джексон рассказывал о том, что часто съёмки проходили в далеко не лучших погодных условиях, поэтому для создания финальной картинки могли использовать небо, снятое в другое время и другом месте. На стадии пост-продакшена изображение подвергалось обработке, включая цветокоррекцию и тонирование.

Нужно отдать должное команде режиссёра – абсолютно каждая локация в фильме проработана до мельчайших деталей. По отдельным кадрам и сценам даже можно начать считать бюджет фильма: вот здесь на несколько секунд съемок потратили миллион долларов, а вот тут – полмиллиона. В «Хоббите» то и дело хочется нажимать на кнопку паузы и подолгу разглядывать города, леса, замки и леса, выискивая пусть незначительные, но очень важные для финального образа сцены детали.

Сделать «Хоббит» настолько запоминающимся и красивым позволила не только работа CG-аниматоров и художников-постановщиков, но и абсолютно натуральная, узнаваемая и ни с чем несравнимая красота Новой Зеландии. Как и в случае с «Властелином Колец», съёмочной группе пришлось много поездить по стране в поисках нужных пейзажей и локаций. Удалось им найти нужные места в нужное время – ответ на вопрос мы видим на экране.

Новая Зеландия давно получила статус настоящего, всамделишного Средиземья. Идеальный маркетинг – это когда площадкой для популяризации твоего проекта становится целая страна – с валютой, столицей, самолетами и аэропортами.

Хоббит 3D: впечатления

Наверняка многие читатели возмутятся тем, что в заголовке я написал не Смауг (именно такой вариант используется в 3D-фильме Джексона), а Смог. На самом деле, вариантов произношения и перевода имени дракона, которые мне пришлось повстречать в книгах и мультфильмах, несколько – Смог, Смауг и даже Смок.

Сопоставление и дотошное сравнение книг и фильмов, в основу которых положены эти самые книги, занятие не слишком благодарное и не всегда оправданное. Само собой разумеется, что создатели киноэкранизации бестселлера несут ответственность перед миллионами поклонников романа или повести. По своей сути экранизация не подразумевает слепого и прямолинейного следования каждому абзацу в каждой главе книги. Экранизация, как и съёмка любого фильма, –  процесс творческий, в котором принимают участие десятки людей со своим видением сюжета, сцен, того или иного костюма и грима. Тут главное доверить любимое произведение в хорошие руки – руки тех, кто знает творчество автора произведения от А до Я и умеет хорошо делать свою работу.

Хоббит 3D: впечатления

Наверняка многие наши читатели помнят историю конфликта Питера Джексона с большими людьми из больших кинокомпаний, который поставил под удар возможность съёмки «Хоббита» именно Питером. Уверен, достанься «Хоббит» другому режиссёру, кино вряд ли получилось бы таким, каким мы привыкли видеть «Властелина колец». Одно дело полностью сохранить актерский состав, другое дело – сохранить настроение и почерк успешной во всех отношениях трилогии о Кольце Всевластия. Заслуга здесь не только режиссерская и актерская, но и всей команды, включая композитора, художников-постановщиков, костюмеров.

Время не щадит никого, даже эльфов. Орландо Блум вырос и уже не тот юный проворный стрелок, каким привыкли видеть Леголаса поклонники и поклонницы трилогии «Властелин колец». С момента выхода «Возвращения короля» прошло десять лет. За это время актеры выросли и немного постарели. Гримерам удалось прекрасно сохранить героев Кейт Бланшет (Cate Blanchett), Хьюго Уивинга (Hugo Weaving) и Элайджи Вуда (Elijah Wood), а вот с Леголасом как-то не очень получилось – уж очень он возмужал и изменился.

С новыми героями в фильме появляются новые музыкальные темы. Говард Шор (Howard Shore) в очередной раз порадовал –  «эльфийские» вещи завораживают прекрасным вокалом и мелодичностью.

Симпатичную эльфиню Тауриэль – главу лесной стражи – играет знакомая всем по сериалу LOST Эванджелин Лилли (Evangeline Lilly). В одном из своих недавних интервью актриса отметила, что наиболее сложным испытанием для неё во время работы над «Хоббитом» стала необходимость научиться не только говорить, но и вести себя по-эльфийски – грациозно, манерно и очень сдержанно. Это – абсолютная противоположность характеру Лилли, которая не представляет свою жизнь без шуток, веселья и постоянно ищет повод для того, чтобы подурачиться.

В «Пустоши» зритель сталкивается с необычной романтической историей, героями которой становится гном Кили (Эйдан Тернер, Aidan Turner) и эльфиня Тауриэль. Как обычно, здесь есть место третьему и, возможно, лишнему – Леголасу. Посмотрим, чем это всё закончится.

Несмотря на ураганный экшн, выражающийся постоянным ёрзанием в кресле от волнения, некоторые события в фильме оказались простенькими и предсказуемыми. Это прослеживается и в погоне по реке, и в эпическом сражении гномов с драконом под сводами «металлургического комбината». Вот сейчас тот дёрнет за цепь или нажмёт рычаг, а у того не выйдет и что-то пойдёт не так.

Неподражаемый Стивен Фрай (Stephen Fry) в роли мэра Озёрного города великолепен. И дело тут не только в его классическом «идеальном английском» и прекрасной актёрской игре. Хорошо абсолютно всё: и жиденькие рыжие волосы с бородой, и поведение, и смешной царский наряд, который надевают «по особым случаям и на выход».

Хоббит 3D: впечатления

Если не ошибаюсь, во втором «Хоббите»-таки не нашлось ни одной сцены для Голлума в исполнении неподражаемого Энди Серкиса (Andy Serkis). Интересно, появится он в третей части или нет? Кстати, в «Хоббите» Серкису пришлось заниматься не только актерской работой, но и исполнять роль второго режиссера фильма, так как съёмки проходили в нескольких локациях одновременно.

Питер в образ вполне себе «европейского» дракона было решено добавить несколько азиатских акцентов. Это выражается не только во внешности чудища, но и в музыкальном сопровождении к сценам со Смогом. Внимательный зритель заметит, что во время довольно продолжительной и слегка затянутой дискуссии Бильбо с драконом к привычному сопровождению симфонического оркестра и перкуссий добавляются гамеланы. Смог, как один из ключевых и запоминающихся героев фильма, выполнен на высшем уровне. Художники не забыли даже о такой мелочи как лёгкий красноватый оттенок кожи и чешуек дракона, о чем говорится в книге.  Жирную точку в идеальном Смоге ставит прекрасная озвучка персонажа.

Год назад я писал о том, почему “Хоббиту 3D” нужны 48 кадров в секунду – том самом спорном и обсуждаемом HFR, который был очень неоднозначно принят аудиторией. В динамичных экшн-сценах «Пустоши Смога» с молниеносными движениями эльфов и трогательным изяществом гномов, кромсающих орков на колбасу, потребность в 48 к/с ощущается как никогда остро. Детали они для того и нужны, чтобы их замечать и наслаждаться ими, а не пропускать мимо глаз половину происходящего.

Трёхмерный формат заставляет зрителя очутиться среди опутанных паутиной деревьев Лихолесья и вместе с гномами пережить сцену так, словно всё действительно на самом деле, хотите вы этого или нет. Ползающие повсюду гигантскаие пауки, колышущаяся липкая паутина – страдающим арахнофобией смотреть обязательно. Кстати, Питер Джексон как-то признался, что до смерти боится пауков, поэтому работа над созданием сцен с гигантсткими волосатыми очаровашками ему доставили особое удовольствие.

Если говорить о впечатляющем эффекте стерео 3D, внимание стоит обратить еще на два эпизода – сцена сплава в бочках по реке, разбавленная битвой гномов и эльфов с надоедливыми орками и противостояние гномов с драконом. Постоянная смена планов сверху-снизу-слева-под водой-справа, динамика и экшн добавляют происходящему столько драйва, что не успеваешь уследить за тем, кто кого стукнул, и кто кого зацепил.

Одна из самых зрелищных и красивых битв – сражение между гномами и драконом под сводами Горы. Как уже было отмечено выше, и здесь в некоторых местах присутствует момент предсказуемости происходящего. Тем не менее, всё настолько зрелищно и красиво, что сцена смотрится на одном дыхании – от самого начала и до момента, когда дракон в вихре стряхивает с себя расплавленное золото.

Хоббит 3D: впечатления

Я долго ломал голову над тем, чем же закончится второй фильм, и что режиссер оставит для третьей части «Хоббита». Оказалось, что момент выбран очень достойный и интригующий. Какой именно – узнаете сами. Это значит, что в “Туда и обратно” будет что рассказать и показать.

Насколько интересным и захватывающим станет заключительная часть трилогии, узнаем через год.

Ссылки по теме: